День ангела Валерия по церковному календарю (мужские и женские именины). День ангела Валерия по церковному календарю (мужские и женские именины) Мученик валерий 7 ноября


Святой Валерий Севастийский – один из сорока Севастийских мучеников, к которым обращаются с молитвой о прощении грехов в покаянии, о защите от врагов и бед. Икона святого убережет дом от наводнения, пожара. Если у Вас болят ноги, просите помощи у мученика Валерия Севастийского. Его образ поможет найти потерянную вещь. Как небесный покровитель, мужчине по имени Валерий святой поможет противостоять искушениям, избавит от неуверенности в себе.

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Молитва 40 мученикам Севастийским
О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
Валерий Севастийский (ум. ок. 320) - один из сорока севастийских мучеников.
Сорок Севастийских мучеников - воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии. Православная церковь отмечает их память 22 марта (9 марта по юлианскому календарю).

Воины были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян - Аглай - видя стойкость духа христиан сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли.

Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий.

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия преждеосвященных даров.
9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""

2.

3.

В православном церковном календаре присутствует много святых имен, которые особо чтятся, но эти имена, с разностью по датам, имеют частое повторение.

А вот День ангела, именины Валерия и Валерии, встречаются редко, всего лишь по 2 памятных даты на мужское и женское имя.

Святых с этими редкими именами всего четыре, и до 20 века, ими назывались, в большинстве своем, служители Церкви. Только намного позже эти имена возымели свою популярность среди населения России.

Святые покровители Валерия и Валерии в православии

В православных Святцах у носителя мужского имени Валерий имеются несколько святых покровителей:

  • Валерий Мелитинский, принявший мученическую смерть за Христа через пытки и усекновение головы;
  • Валерий Севастийский, принявший мученическую смерть через пытки на озере Севастии, в лютый мороз, и умерший на его берегу.

Святой мученик Валерий Севастийский

У женщин в православии, носящих имя Валерия, также имеются две святые покровительницы:

  • Валерия Кесарийская, принявшая мученическую смерть за свое вероисповедание;
  • Валерия, царица, насильно выданная замуж за язычника, императора Максимилиана, была казнена за свою веру во Христа.

Житие святого Валерия Мелитинского

Жизнь святого Валерия Мелитинского приходится на время кровавых раннехристианских гонений, в период правления языческих императоров Рима Максимилиана и Диоклетиана. Святой проживал на территории Кападокии, и был одним из солдат дружины Диоклетиана, под предводительством Иерона.

Когда начались массовые уничтожения верующих язычниками, Диоклетиан приказал отправиться в Каппадокию жестокого и лукавого Лизия, что бы тот решил вопрос с христианским настроем жителей этого города. И тот рьяно принялся за дело, собирая вокруг себя языческие дружины, которые усердно расправлялись с детьми Христовыми.

Прознав, что Иерон со своей дружиной очень силен, Лизий захотел заполучить его расположение, но его ожидала новость, что вся дружина была христианского вероисповедания. Это послужило яростному преследованию всех 33 воинов, среди которых был и Валерий Мелитинский.

Валерий, совместно со своими братьями во Христе, спасаясь от ареста, скрылись в пещере, где пришлось принять бой с языческими воинами, которым никак не удавалось взять их силой. Тогда язычники придумали выманить его военачальника, Иерона, предоставив другу и матери воздействовать на его разум. Но Иерон только попрощался с ними, сказа что никогда не изменит вере своей, также, как и его воины. Он вернулся к своей дружине, которая согласилась сдаться врагу своему и принять мученическую смерть за Христа.

Святого Валерия, как и его собратьев, заключили под стражу, и выводили его только для ожесточенных пыток, дабы тот отказался от христианской веры, и свершил языческие жертвоприношения. Проявленная стойкость святого только раздражала и ожесточала свершаемые пытки. Ни лесть, ни страшные мучения, не смогли сломить волю святого. Лизий приговорил их к смертной казни, через усекновение головы.

Ступая к месту своей кончины, Валерий, вместе со своими братьями, радостно пел слова из псалмов, а затем, преклонив колени, молился Богу, чтобы тот принял к себе его душу. На этих словах голова святого Валерия была отсечена.

Житие святой Валерии Кесарийской

О жизненном пути раннехристианской святой Валерии Кесарийской известно очень мало, и те данные, которые присутствуют в «Житиях святых» очень скудны.

Одно известно доподлинно, что Валерия проживала в Палестинском городе Кесарии, на рубеже 2 и в начале 3 веков, во времена особо ожесточенных гонений на христиан, при правлении императора Диоклетиана. Он укрепил границы своей страны и восстановил мир в Римской империи, но никак не мог справиться с влиянием распространяющегося христианства.

Совместно с Галерием, своим соправителем, Диоклетиан издает указы запрещающие христианское вероисповедание, и повсеместно происходят ожесточенные преследования детей Христовых, уничтожались христианские книги и закрывались храмы, под видом разных угроз, требовались отречения от веры в Христа, а не согласных подвергали казни.

Валерия, совместно со своими сестрами во Христе, в это время проживали в отдалении от мирской суеты, ведя жизнь праведную, в молениях о народе, о прощении грехов и прекращении гонений. Так же они помогали всем страждущим, и просвещали людей о преимуществах новой веры перед верой в язычество. Яростные ревнители языческой веры прознали об их занятиях и доложили своему правителю.

Схваченную Валерию и ее сестер арестовали, и всеми разнообразными способами, от увещеваний и страшных пыток, старались заставить принести жертвоприношения языческому божеству. Валерия первой отказалась совершить требуемые действия, а следом за ней и ее подруги, что послужило незамедлительной смертной казни.

Именины у Валерия

В православии ежегодно отмечаются даты святых великомучеников:

  • Валерия Севастийского — 22 марта;
  • Валерия Мелитинского — 20 ноября.

Святого Валерия просят о помощи в приобретении уверенности, в противостоянии искушениям и в поисках утерянных вещей.

Именины у Валерии

Именины святых великомучениц в православии:

  • Царицы Валерии — 6 мая;
  • Валерии Кесарийской – 20 июня.

К святой Валерии обращаются за помощью в житейских делах, для разрешения вопросов и затруднительных ситуаций.

:Святой Валерий Севастийский – один из сорока Севастийских мучеников, к которым обращаются с молитвой о прощении грехов в покаянии, о защите от врагов и бед. Икона святого убережет дом от наводнения, пожара. Если у Вас болят ноги, просите помощи у мученика Валерия Севастийского. Его образ поможет найти потерянную вещь. Как небесный покровитель, мужчине по имени Валерий святой поможет противостоять искушениям, избавит от неуверенности в себе.

Святой Валерий Севастийский является символом чистой веры. Молитва пред его иконой помогает противостоять искушениям, укрепляться в терпении, стойкости следования истине, любви к Богу. К его молитвенной помощи мы можем прибегнуть в случае душевного уныния, малодушия или сомнения в своих силах.

Молитва 40 мученикам Севастийским:
О, святии, славнии страстотерпцы Христовы, четыредесяте, во граде Севастии Христа ради мужественно пострадавшии, чрез огнь бо и воду проидосте и, яко друзи Христовы, в покой Небеснаго Царствия вшедше, имате велие дерзновение ко пресвятей Троице ходатайствовать о роде христианском, наипаче же о почитающих святую память вашу и с верою и любовию вас призывающих. Испросите у Всещедраго Бога прощение согрешений наших и жития нашего исправление, да, в покаянии и нелицемерной любви друг, ко другу поживше, со дерзновением предстанем Страшному Судищу Христову и вашим предстательством одесную Праведнаго Судии предстанем. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг, видимых и невидимых, да под кровом святых ваших молитв избавимся от всех бед, зол и напастей до последняго дне жизни нашея и тако прославим великое и достопоклоняемое Имя Вседетельныя Троицы, Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Севастийским мученикам:
Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

День памяти святого мученика Валерия Севастийского установлен Православной Церковью 9/22 марта.

Житие святого мученика Валерия Севастийского

Святой Валерий Севастийский – один из сорока мучеников, пострадавших во времена гонений на христиан в 320 г. в городе Севастии. Он жил в IV веке, был родом из Каппадокии. Став воином римского войска, отличался в боях мужеством и стойкостью. Ревностно исповедовал христианскую веру.

Военачальником римского войска в городе Севастии был в те времена ярый поборник язычества Агриколай. Узнав, что в его полку служат сорок воинов-христиан (в их числе был и святой Валерий), он потребовал от них перед военными действиями принести жертвы языческим идолам. Но воины решительно отказались. Тогда их бросили в темницу.

Через семь дней, не добившись от святых воинов отречения от веры в Христа, не сумев поколебать их ни предлагаемыми почестями и наградами, ни устрашением муками, Агриколай велел отвести их к озеру близ города Севастии. Там воинов раздели и поставили на льду посреди озера. Как соблазн на берегу была натоплена баня для готовых отречься от своей веры. Было очень холодно, дул сильный ветер, но святые мужественно переносили мучения, пели священные псалмы и молили Господа укрепить их. Только один из них не вынес испытания и побежал на берег, в баню, но, едва ступив на порог, упал замертво.

Посреди ночи над святыми мучениками засиял свет и растопил лед. Тюремный сторож Аглаий, охранявший мучеников, увидел, как на их головы с Небес опускаются венцы. Потрясенный увиденным, он сбросил одежду и побежал к ним с криком: «Я – христианин», так восполнив число мучеников до сорока.

На следующий день стражи, удивленные тем, что святые воины не замерзли за ночь, приписали это волшебству и подвергли их новым истязаниям: им перебили голени железным молотом. Затем тела мучеников Севастийских были сожжены и останки брошены в реку.

Через некоторое время епископу Севастийскому Петру явились во сне святые мученики с просьбой найти их останки на дне реки и предать погребению. Придя ночью к реке, епископ увидел чудо: кости мучеников сияли в воде, как звезды! Они собрали их и с честью похоронили. Впоследствии частицы обретенных мощей святых сорока мучеников были отнесены во многие места и стали предметом почитания христиан.

Имена святых сорока мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий.

Какое чудо произошло

Святой Валерий Севастийский, как и другие воины-мученики, явил чудо христианского подвига. Во имя Христа они мужественно приняли смертельное испытание, когда морозной ночью нагими были поставлены на льду посреди озера. Тело их леденело, но сердце разгоралось любовью Христовой. Поддерживая друг друга, невзирая на страдания, они славили имя Господа.

И тогда последовало Божественное знамение. Среди полунощного мрака внезапно над мучениками засиял неземной свет, и спустившиеся с Небес венцы сошли на их головы. Один из стражей, увидев это чудо, был так потрясен, что, объявив себя христианином, поспешил сбросить одежду и присоединиться к святым мученикам. Он принял тот венец, от которого уклонился один маловерный из сорока, выбежав из озера по причине малодушия. И завершилось это испытание веры воинов-христиан торжеством победы духа. Сорок мучеников вошли в озеро с пламенем веры и любви и сорок вышли с венцами победными.
И чудеса на этом не закончились.

После мученической смерти сорок святых воинов являются в сновидении епископу Севастийскому и велят ему взять из реки утопленные мощи их. Но как найти то, что скрыто под водой в неизвестном месте? Для истинной веры нет неисполнимого. Епископ с собратьями идет ночью к реке, без всяких светильников, не ведая, как обретется сокровище. И мощи мучеников сами являются им на дне реки, блистая, как звезды. Верующие без труда собирают их, как драгоценное сокровище, как ободрение для многих на подвиг христианский.

Святые мученики жертвовали во имя Христа самой жизнью, и любовь Его не могла не проявиться перед возлюбленными Своими особыми знамениями.

Значение иконы
Икона Валерия Севастийского отображает лик одного из сорока мучеников, которые приняли смерть во имя Христа. Этот святой образ являет пример несломимой силы духа, преданности вере, христианского подвига. Икона напоминает верующим о важной Христовой заповеди: «Претерпевший же до конца спасется».

Оте-че-ством св. Иеро-на бы-ла вто-рая (ве-ли-кая) Кап-па-до-кия; ро-дил-ся он в го-ро-де Ти-ане от бла-го-че-сти-вой и бо-го-бо-яз-нен-ной ма-те-ри по име-ни Стра-то-ни-ка, в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ров Дио-кли-ти-а-на и Мак-си-ми-а-на, ко-то-рые оба бы-ли усерд-ны-ми по-клон-ни-ка-ми идо-лов и го-ни-те-ля-ми хри-сти-ан.

Ко-гда до слу-ха им-пе-ра-то-ров до-шло, что жи-те-ли об-ла-стей Ар-ме-нии и Кап-па-до-кии во-пре-ки им-пе-ра-тор-ским ука-зам от-ка-зы-ва-ют-ся по-кло-нить-ся идо-лам, то они по-сле мно-гих со-ве-ща-ний из-бра-ли двух лу-ка-вых, пре-дан-ных язы-че-ству, же-сто-ких му-жей, Аг-ри-ко-лая и Ли-зия, и от-пра-ви-ли пер-во-го в Ар-ме-нию, а вто-ро-го в Кап-па-до-кию, при-ка-зав им, во-пер-вых, каз-нить всех та-мош-них хри-сти-ан, не со-гла-ша-ю-щих-ся по-кло-нить-ся идо-лам, и, во-вто-рых, за-пи-сать в вой-ско всех му-жей и юно-шей, силь-ных те-лом и спо-соб-ных к во-ен-ной служ-бе.

При-быв в Кап-па-до-кию, Ли-зий стал вся-че-ски разыс-ки-вать год-ных для на-бо-ра лю-дей. Меж-ду про-чим, ему до-нес-ли и об Иероне, как о че-ло-ве-ке здо-ро-вом, силь-ном и от-ли-ча-ю-щем-ся осо-бен-ным му-же-ством. Ли-зий тот-час же по-слал во-и-нов взять его и при-ве-сти. По-слан-ные не за-ста-ли Иеро-на до-ма: он был на ра-бо-те в по-ле. Во-и-ны от-пра-ви-лись ту-да и хо-те-ли схва-тить его; но Иерон, узнав, что его бе-рут для во-ин-ской служ-бы, от-ка-зал-ся ид-ти с ни-ми, счи-тая для хри-сти-а-ни-на вред-ным иметь об-ще-ние и слу-жить вме-сте с идо-ло-по-клон-ни-ка-ми. Во-и-ны хо-те-ли взять его си-лой, но раз-гне-ван-ный Иерон схва-тил по-пав-ше-е-ся под ру-ку де-ре-во и на-чал их бить; он ока-зал-ся на-столь-ко силь-нее во-и-нов, что они об-ра-ти-лись в бег-ство, а он гнал их, как лев го-нит коз-лят. Рас-се-ян-ные им во-и-ны вновь со-бра-лись, од-на-ко, в од-но ме-сто. Им ста-ло стыд-но друг дру-га, что не толь-ко не мог-ли одо-леть од-но-го че-ло-ве-ка, но и бы-ли им про-гна-ны. Они бо-я-лись воз-вра-тить-ся к то-му, кто их по-слал, с пу-сты-ми ру-ка-ми и го-во-ри-ли меж-ду со-бою, что ес-ли они во-ро-тят-ся без Иеро-на, то не толь-ко бу-дут все-ми осме-я-ны за то, что один че-ло-век по-бе-дил их всех, но и же-сто-ко на-ка-за-ны за тру-сость. По-это-му они по-зва-ли се-бе на по-мощь сво-их то-ва-ри-щей и во вто-рой раз в еще боль-шем чис-ле устре-ми-лись на Иеро-на. Услы-хав об этом, он на-брал се-бе дру-жи-ну из во-сем-на-дца-ти му-жей-хри-сти-ан, скрыл-ся вме-сте с ни-ми в на-хо-див-шу-ю-ся вбли-зи пе-ще-ру и от-ту-да от-ра-жал на-па-де-ния оса-див-ших его языч-ни-ков. По-след-ние из-ве-сти-ли меж-ду тем сво-е-го на-чаль-ни-ка, что Иерон с дру-ги-ми хри-сти-а-на-ми за-пер-ся в пе-ще-ре, и они не мо-гут взять его. На-чаль-ник от-пра-вил к ним на под-мо-гу еще бо-лее во-и-нов и все-та-ки они ни-че-го не мог-ли сде-лать, так как, бо-ясь Иеро-на, ни-кто не осме-ли-вал-ся да-же при-бли-зить-ся ко вхо-ду в пе-ще-ру. То-гда на-чаль-ник по-слал к ним од-но-го из дру-зей Иеро-на по име-ни Ки-ри-ак. Ки-ри-ак, при-дя на ме-сто, по-со-ве-то-вал во-и-нам уда-лить-ся от пе-ще-ры, так как Иеро-на, го-во-рил он, мож-но взять толь-ко кро-то-стью и доб-рым со-ве-том, а ни-как не си-лой. Ко-гда во-и-ны уда-ли-лись, Ки-ри-ак во-шел к Иеро-ну и убеж-дал его не со-про-тив-лять-ся вла-сти и ид-ти за-пи-сать-ся в во-ин-скую служ-бу. Мир-ной бе-се-дой сво-ей он успо-ко-ил Иеро-на, вы-вел его из пе-ще-ры и от-вел в его дом к ма-те-ри - ста-рой и сле-пой вдо-ве. Она на-ча-ла гром-ко опла-ки-вать сы-на, на-зы-ва-ла его опо-рой сво-ей ста-ро-сти и све-том сво-их сле-пых очей и жа-ло-ва-лась, что ли-ша-ет-ся един-ствен-но-го уте-ше-ния в сво-ем пе-чаль-ном вдов-стве. Меж-ду тем во-и-ны, окру-жав-шие Иеро-на, при-нуж-да-ли его ид-ти с ни-ми. Про-стив-шись с пла-чу-щей ма-те-рью, со-се-дя-ми и зна-ко-мы-ми, ко-то-рые со-бра-лись там, Иерон за-хва-тил с со-бой од-но-го сво-е-го род-ствен-ни-ка по име-ни Вик-тор и по-шел в го-род Ме-ли-ти-ну вме-сте с во-и-на-ми, со-про-вож-да-е-мый дву-мя сво-и-ми близ-ки-ми род-ствен-ни-ка-ми Мат-ро-ни-а-ном и Ан-то-ни-ем и неко-то-ры-ми дру-ги-ми еди-но-вер-ца-ми. Пут-ни-ки не по-спе-ли в Ме-ли-ти-ну до за-хо-да солн-ца и но-че-ва-ли на ме-сте, где за-ста-ла их ночь. Но-чью бла-жен-но-му Иеро-ну явил-ся некто оде-тый в бе-лые одеж-ды и воз-ве-стил ему крот-ким и пол-ным люб-ви го-ло-сом: «Спа-се-ние, Иерон, бла-го-вест-вую я те-бе! Пра-вым пу-тем идешь ты, так как идешь под-ви-зать-ся за Ца-ря Небес-но-го и не за ско-ро гиб-ну-щую сла-ву зем-ную бу-дешь ра-то-вать... Ско-ро ты отой-дешь к Ца-рю Небес-но-му и при-мешь от Него честь и сла-ву за свои по-дви-ги».

Эти-ми сло-ва-ми явив-ший-ся на-пол-нил серд-це Иеро-на неска-зан-ною ра-до-стью.

Ко-гда он ис-чез, Иерон про-бу-дил-ся и с ра-до-стью воз-ве-стил быв-шим с ним дру-зьям и срод-ни-кам: «Я узнал тай-ну бла-го-во-ле-ния Бо-жия ко мне и те-перь уже с ве-се-льем иду в пред-сто-я-щий мне путь. Од-но толь-ко ис-тин-ное со-кро-ви-ще, од-но ис-тин-ное на-сле-дие, од-ни толь-ко ис-тин-ные бо-гат-ства, это - те, ко-то-рые скры-ты на небе-сах; все же зем-ные бла-га не при-но-сят по-лу-ча-ю-щим их ни-ка-кой поль-зы: «Ка-кая поль-за че-ло-ве-ку, ес-ли он при-об-ре-тет весь мир, а ду-ше сво-ей по-вре-дит»? Для ме-ня нет ни-че-го до-ро-же и луч-ше ду-ши... До-ста-точ-но вре-ме-ни сво-ей жиз-ни по-тра-тил я на слу-же-ние су-е-те, те-перь иду к Бо-гу. Од-но толь-ко сму-ща-ет ме-ня - пе-чаль мо-ей ма-те-ри, пре-ста-ре-лой и немощ-ной вдо-вы, ли-шен-ной све-та очей и не име-ю-щей се-бе по-мощ-ни-ка и за-ступ-ни-ка. Но я иду уме-реть за Хри-ста и Ему, От-цу си-рот и вдо-виц, по-ру-чаю я свою мать».

Ска-зав это, Иерон про-лил несколь-ко слез о сво-ей ма-те-ри и от-пра-вил-ся в путь. В Ме-ли-тине свя-той Иерон вме-сте с дру-ги-ми трид-ца-тью тре-мя хри-сти-а-на-ми был за-клю-чен в тем-ни-цу. Здесь он го-во-рил сво-им то-ва-ри-щам по за-клю-че-нию: «По-слу-шай-те, дру-зья и бра-тья, мо-е-го со-ве-та, ко-то-рый бу-дет вам по-ле-зен не в этой жиз-ни, а в бу-ду-щей. Все бо-я-щи-е-ся Бо-га ищут не зем-ных вре-мен-ных, а бу-ду-щих веч-ных благ. Вы слы-ша-ли, что на-ут-ро нас хо-тят за-ста-вить при-не-сти жерт-вы лож-ным язы-че-ским бо-гам: не бу-дем по-ви-но-вать-ся, не по-кло-ним-ся идо-лам и не при-не-сем им жерт-ву, при-не-сем луч-ше жерт-ву хва-лы ис-тин-но-му Бо-гу на-ше-му и воз-не-сем к Нему на-ши мо-лит-вы, услы-шав ко-то-рые, Он по-даст нам си-лу стой-ко и му-же-ствен-но пе-ре-не-сти му-че-ния и удо-сто-ить нас бла-жен-ной кон-чи-ны».

Слу-ша-те-ли Иеро-на еди-но-душ-но от-ве-ча-ли: «Сла-дост-ны нам, как мед, сло-ва твои! Ты со-ве-ту-ешь нам то, что дей-стви-тель-но по-лез-но и спа-си-тель-но для нас, и все мы же-ла-ем луч-ше уме-реть за Хри-ста, чем, по-кло-нив-шись идо-лам, жить в су-е-те».

Тем-нич-ные стра-жи из-ве-сти-ли о та-ком ре-ше-нии уз-ни-ков са-мо-го Ли-зия. На-ут-ро он ве-лел при-ве-сти свя-тых му-че-ни-ков из тем-ни-цы к се-бе на суд, по-ста-вил их пе-ред со-бой и с гне-вом спро-сил:

Ка-кой бес при-вел вас к безум-но-му ре-ше-нию вос-стать про-тив вла-сти и не по-слу-шать-ся цар-ско-го по-ве-ле-ния - по-кло-нить-ся ве-ли-ким бо-гам?

Мы, ко-неч-но, бы-ли бы безум-ца-ми и иг-руш-кой бе-сам, - от-ве-ча-ли свя-тые, - ес-ли бы честь, по-до-ба-ю-щую од-но-му толь-ко Бо-гу, воз-да-ва-ли де-ре-вян-ным и ка-мен-ным про-из-ве-де-ни-ям рук че-ло-ве-че-ских. Но те-перь мы по-сту-па-ем муд-ро, ибо по-кло-ня-ем-ся Твор-цу все-го, со-здав-ше-му небо и зем-лю сло-вом Сво-им и из-вед-ше-му их из небы-тия в бы-тие ду-хом уст Сво-их.

В это вре-мя один из при-сут-ство-вав-ших на су-де ука-зал Ли-зию на Иеро-на и ска-зал: «Вот кто со-про-тив-лял-ся тво-им по-слан-цам, и все, о чем ты слы-шал, сде-лал имен-но он».

Ли-зий, по-смот-рев на Иеро-на, спро-сил, от-ку-да он ро-дом, и, ко-гда Иерон на-звал свое оте-че-ство и ме-сто рож-де-ния, опять спро-сил его:

Это ты про-ти-вил-ся цар-ско-му при-ка-за-нию, на-де-ясь на те-лес-ную свою си-лу, и из-бил по-слан-ных за то-бою во-и-нов?

Да, я, - сме-ло от-ве-чал му-же-ствен-ный Иерон, - мне ли не воз-не-на-ви-деть нена-ви-дя-щих Те-бя, Гос-по-ди, и не возг-ну-шать-ся вос-ста-ю-щи-ми на Те-бя (). По-то-му-то и на-нес я им по-бои и гнал как трус-ли-вых зай-цев.

Слы-ша эти сло-ва, Ли-зий раз-гне-вал-ся и, не от-да-вая долж-но-го храб-ро-сти и си-ле Иеро-на, по-ри-цал его за непо-кор-ность и ска-зал: «Безу-мие твое до-ве-ло те-бя до та-кой дер-зо-сти, что ты ослу-шал-ся цар-ско-го по-ве-ле-ния, не по-ко-рил-ся и мо-е-му при-ка-зу и из-бил по-слан-ных на-ми. За это по-веле-ваю от-сечь по са-мый ло-коть твою дерз-кую ру-ку, по-ви-но-вав-шу-ю-ся безум-ной го-ло-ве».

И тот-час свя-то-му Иеро-ну от-сек-ли ру-ку, а про-чих свя-тых по по-ве-ле-нию то-го же му-чи-те-ля неми-ло-серд-но би-ли дол-гое вре-мя.

За-тем все они опять бы-ли бро-ше-ны в тем-ни-цу и воз-бла-го-да-ри-ли Бо-га, спо-до-бив-ше-го их по-не-сти та-кие му-ки за Его свя-тое имя. Но один из них, вы-ше-упо-мя-ну-тый Вик-тор, род-ствен-ник свя-то-го Иеро-на, обес-силев от по-лу-чен-ных им по-бо-ев и убо-яв-шись еще боль-ших в бу-ду-щем, тай-но при-звал к се-бе то-го чи-нов-ни-ка, ко-то-рый вел за-пись схва-чен-ных и пре-дан-ных му-че-ни-ям хри-сти-ан, и уни-жен-но умо-лял вы-черк-нуть имя его, Вик-то-ра, из за-пи-си имен уз-ни-ков, страж-ду-щих за Хри-ста, при-чем обе-щал ему по-да-рить за это од-но по-ме-стье. Под-куп-лен-ный обе-щан-ным ему по-дар-ком, чи-нов-ник ис-пол-нил прось-бу Вик-то-ра, - уни-что-жил его имя в за-пи-си и но-чью вы-пу-стил его из тем-ни-цы. Но Вик-тор, вы-шед-ши из тем-ни-цы, вско-ре умер и, та-ким об-ра-зом, ли-шил-ся и иму-ще-ства, и жиз-ни, и му-че-ни-че-ско-го вен-ца.

Ко-гда на-ста-ло утро, свя-той Иерон узнал о слу-чив-шем-ся и, пол-ный бес-ко-неч-ной пе-ча-ли, гром-ко ры-дал о сво-ем срод-ни-ке, вос-кли-цая: «Увы, Вик-тор! что ты сде-лал? О, ка-кой до-ро-гой це-ной от-ку-пил-ся ты! За-чем ты сам от-дал се-бя в ру-ки вра-га? За-чем по-зор бег-ства пред-по-чел вен-цу сла-вы? За-чем от-дал жизнь веч-ную за вре-мен-ную? За-чем вре-мен-ное об-лег-че-ние по-ста-вил вы-ше ра-до-сти нескон-ча-е-мой? О, как сму-ти-ли те-бя недол-говре-мен-ные стра-да-ния от незна-чи-тель-ных ран, ко-то-рые - ни-что пе-ред му-ка-ми веч-ны-ми, ожи-да-ю-щи-ми те-бя по су-ду Бо-жье-му!»

Опла-кав от-пад-ше-го от ли-ка му-че-ни-че-ско-го, свя-той Иерон по-до-звал к се-бе двух сво-их срод-ни-ков Ан-то-ния и Мат-ро-ни-а-на, по-сле-до-вав-ших за ним, и ска-зал им: «Вы-слу-шай-те мою по-след-нюю во-лю и, воз-вра-тив-шись от-сю-да, при-ве-ди-те ее в ис-пол-не-ние. Мое иму-ще-ство, на-хо-дя-ще-е-ся в Пи-си-дии, я от-даю сест-ре сво-ей Фе-о-ти-мии, с тем чтобы она, по-лу-чая с него нуж-ное для про-пи-та-ния, со-вер-ша-ла по-ми-но-ве-ние по мне в день мо-ей смер-ти. Все же про-чее мое иму-ще-ство я остав-ляю сво-ей ма-те-ри по при-чине ее вдов-ства и си-рот-ства; от-дай-те ей так-же и мою от-се-чен-ную ру-ку и ска-жи-те ей, чтобы она пись-мом по-про-си-ла на-чаль-ни-ка го-ро-да Ан-ки-ры, вель-мож-но-го Ру-сти-ка, дать ей дом в Ва-ди-сане, где пусть и бу-дет по-ло-же-на ру-ка моя».

Оста-вив та-кое за-ве-ща-ние сво-им срод-ни-кам, бла-жен-ный Иерон спо-кой-но ожи-дал сво-ей му-че-ни-че-ской кон-чи-ны. И вот на пя-тый день Ли-зий опять сел на су-дей-ское ме-сто и, при-звав свя-тых, стал при-нуж-дать их по-кло-нить-ся идо-лам. Дол-го ста-рал-ся он и лас-ка-ми, и угро-за-ми от-кло-нить их от Хри-ста, но не имел ни-ка-ко-го успе-ха и то-гда при-ка-зал сна-ча-ла бить их без по-ща-ды пал-ка-ми, а за-тем осу-дил на усе-че-ние ме-чом. По-сле мно-гих му-че-ний свя-тые му-че-ни-ки бы-ли осуж-де-ны на смерть. Пред-во-ди-мые бла-жен-ным Иеро-ном, они на пу-ти к ме-сту каз-ни ра-дост-но вос-пе-ва-ли сло-ва псал-ма: «Бла-жен-ны непо-роч-ные в пу-ти, хо-дя-щие в за-коне Гос-под-нем» (). При-шед-ши на ме-сто каз-ни, они пре-кло-ни-ли ко-ле-на и мо-ли-лись Гос-по-ду: «Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, при-ми ду-ши на-ши!»

За-тем их свя-тые гла-вы бы-ли усе-че-ны ме-чом.

Ан-то-ний и Мат-ро-ни-ан об-ра-ти-лись к Ли-зию с прось-бой поз-во-лить им взять те-ло их срод-ни-ка Иеро-на и, ко-гда Ли-зий не со-гла-шал-ся, умо-ля-ли его от-дать им, по край-ней ме-ре, от-се-чен-ную гла-ву Иеро-на. Он от-ве-чал им, что от-даст гла-ву толь-ко за рав-ное с ней по ве-су ко-ли-че-ство зо-ло-та. Силь-но скор-бе-ли Ан-то-ний и Мат-ро-ни-ан, что не бы-ло у них столь-ко зо-ло-та, сколь-ко тре-бо-вал за гла-ву Ли-зий, хо-тя, без со-мне-ния, чест-ная гла-ва му-че-ни-ка и сто-и-ла несрав-нен-но до-ро-же. То-гда Бог вло-жил в серд-це од-но-му бо-га-то-му и зна-ме-ни-то-му му-жу, име-нем Хри-за-фию, дать вы-куп за гла-ву свя-то-го му-че-ни-ка Иеро-на: он от-дал Ли-зию столь-ко зо-ло-та, сколь-ко ве-си-ла гла-ва, и, взяв ее, с че-стью хра-нил у се-бя. Ко-ры-сто-лю-би-вый Ли-зий стал то-гда отыс-ки-вать и от-се-чен-ную ру-ку свя-то-го, рас-счи-ты-вая и за нее по-лу-чить зо-ло-то; но Ан-то-ний и Мат-ро-ни-ан, узнав об этом, но-чью бе-жа-ли на ро-ди-ну, уно-ся с со-бой свя-тую ру-ку, а те-ла - его и про-чих свя-тых му-че-ни-ков, обез-глав-лен-ных вме-сте с ним, дру-гие хри-сти-ане, взяв тай-но, по-греб-ли в скры-том ме-сте. Упо-мя-ну-тые бра-тья, при-нес-ши ру-ку свя-то-го Иеро-на к его ма-те-ри Стра-то-ни-ке, вру-чи-ли ей свя-тые остан-ки. Мать, взяв усе-чен-ную ра-ди Хри-ста ру-ку сво-е-го воз-люб-лен-но-го сы-на, омы-ла ее сле-за-ми, ло-бы-за-ла ма-те-рин-ским лоб-за-ни-ем и при-кла-ды-ва-ла к сво-им очам. Ра-ду-ясь за сы-на и в то же вре-мя от-да-ва-ясь есте-ствен-ной скор-би, она го-во-ри-ла со сле-за-ми: «Лю-без-ный сын мой, ко-то-ро-го я ро-ди-ла жи-вым и здо-ро-вым! Те-перь у ме-ня толь-ко ма-лая часть тво-е-го мерт-во-го те-ла, но тем боль-шую скорбь она воз-буж-да-ет во мне. Увы, сын мой! Ро-ди-ла я те-бя в бо-лез-ни, вос-пи-та-ла в тру-дах, на-де-ясь иметь в те-бе опо-ру в ста-ро-сти, под-держ-ку в бо-лез-ни, уте-ше-ние в скор-бях, и, вме-сто то-го, ли-ши-лась я те-бя, свет сле-пых очей мо-их. Но что я пла-чу, ко-гда мне долж-но ве-се-лить-ся и ра-до-вать-ся то-му, что я - мать му-че-ни-ка, что я от-да-ла плод чре-ва сво-е-го Бо-гу, что ты, воз-люб-лен-ный сын, умер не так, как обыч-но уми-ра-ют лю-ди? Ведь му-че-ни-че-ская смерть, ка-кой скон-чал-ся ты, ве-дет ко мно-гим и ве-ли-ким бла-гам! Но, ото-шед-ши от ме-ня, не по-ки-дай ме-ня со-всем, сын мой, и в мо-лит-вах тво-их хо-да-тай-ствуй за ме-ня пред Гос-по-дом, за ко-то-ро-го ты про-лил свою кровь, дабы он и ме-ня ско-рее осво-бо-дил от этой мно-го-труд-ной и обиль-ной вся-ки-ми бе-да-ми жиз-ни».

По-сле это-го пла-ча Стра-то-ни-ка по-ло-жи-ла ру-ку свя-то-го на том ме-сте, ко-то-рое он сам бла-го-во-лил ука-зать, и при-ве-ла в ис-пол-не-ние все им за-ве-щан-ное. А Хри-за-фий, дав-ший зо-ло-той вы-куп за гла-ву свя-то-го Иеро-на, через несколь-ко вре-ме-ни по-стро-ил цер-ковь на ме-сте, где бы-ли усе-че-ны свя-тые му-че-ни-ки, и с че-стью по-ло-жил в ней гла-ву му-че-ни-ка, про-слав-ляя Свя-тую Тро-и-цу.


Житие святого мученика Валерия тесно связано с житием святого мученика Иерона.
Святой мученик Валерий Мелитинский родился и жил в армянском городе Мелития (ныне Малатия) в 3-ем веке во времена жестоких гонений на христиан. Пострадал при императоре Диоклетиане вместе с другими тридцатью двумя мучениками. В итоге все 33 воина, включая святого Валерия, были обезглавлены.

Страдание святого мученика Иерона и дружины его

День памяти: 7/20 ноября

Икона Святого мученика Валерия Севастийского

Отечеством св. Иерона была вторая (великая) Каппадокия, родился он в городе Тиане от благочестивой и богобоязненной матери, по имени Стратоники, в царствование императоров Диоклетиана и Максимиана, которые оба были усердными поклонниками идолов и гонителями христиан


Когда до слуха императоров дошло, что жители областей Армении и Каппадокии, вопреки императорским указам, отказываются поклониться идолам, то они, после многих совещаний, избрали двух лукавых, преданных язычеству, жестоких мужей, Агриколая и Лизия, и отправили первого в Армению, а второго в Каппадокию, приказав им, во-первых, казнить всех тамошних христиан, не соглашающихся поклониться идолам, и, во-вторых, записать в войско всех мужей и юношей, сильных телом и способных к военной службе.


Прибывши в Каппадокию, Лизий стал всячески разыскивать годных для набора людей. Между прочим, ему донесли и об Иероне, как о человеке здоровом и сильном и отличающемся особенным мужеством. Лизий тотчас же послал воинов взять его и привести. Посланные не застали Иерона дома: он был на работе в поле. Воины отправились туда и хотели схватить его; но Иерон, узнав, что его берут для воинской службы, отказался идти с ними, считая для христианина вредным иметь общение и служить вместе с идолопоклонниками. Воины хотели взять его силою, но разгневанный Иерон схватил попавшееся под руку дерево и начал их бить; он оказался настолько сильнее воинов, что они обратились в бегство, а он гнал их, как лев гонит козлят. Рассеянные им воины вновь собрались, однако, в одно место. Им стало стыдно друг друга, что не только не могли одолеть одного человека, но и были им прогнаны. Они боялись возвратиться к тому, кто их послал, с пустыми руками и говорили между собою, что если они воротятся без Иерона, то не только будут всеми осмеяны за то, что один человек победил их всех, но и будут жестоко наказаны за трусость. Поэтому они позвали себе на помощь своих товарищей и во второй раз в еще большем числе устремились на Иерона. Услыхав об этом, он набрал себе дружину из восемнадцати мужей — христиан, скрылся вместе с ними в находившуюся вблизи пещеру и оттуда отражал нападение осадивших его язычников. Последние известили между тем своего начальника, что Иерон с другими христианами заперся в пещере, и они не могут взять его. Начальник отправил к ним на подмогу еще более воинов и всё-таки они ничего не могли сделать, так как, боясь Иерона, никто не осмеливался даже приблизиться ко входу в пещеру. Тогда начальник послал к ним одного из друзей Иерона, по имени Кириака. Кириак, пришедши на место, посоветовал воинам удалиться от пещеры, так как Иерона, — говорил он, — можно взять только кротостью и добрым советом, а никак не силою. Когда воины удалились, Кириак вошел к Иерону и убеждал его не сопротивляться власти и идти записаться в воинскую службу. Мирною беседою своею он успокоил Иерона, вывел его из пещеры и отвел в его дом к матери — старой и слепой вдове. Она начала громко оплакивать сына, называла его опорой своей старости и светом своих слепых очей и жаловалась, что лишается единственного утешения в своем печальном вдовстве. Между тем воины, окружавшие Иерона, принуждали его идти с ними. Простившись с плачущей матерью, соседями и знакомыми, которые собрались там, Иерон захватил с собою одного своего родственника, по имени Виктора, и пошел в город Мелитину вместе с воинами, сопровождаемый двумя своими близкими родственниками Матронианом и Антонием и некоторыми другими единоверцами. Путники не поспели в Мелитину до захода солнца и ночевали на месте, где застала их ночь. Ночью блаженному Иерону явился некто одетый в белые одежды и возвестил ему кротким и полным любви голосом:


— Спасение, Иерон, благовествую я тебе! Правым путём идешь ты, так как идешь подвизаться за Царя Небесного и не за скоро гибнущую славу земную будешь ратовать... Скоро ты отойдешь к Царю Небесному и приимешь от Него честь и славу за свои подвиги.    

Этими словами явившийся наполнил сердце Иерона несказанною радостью.    

Когда он исчез, Иерон пробудился и с радостью возвестил бывшим с ним друзьям и сродникам:


— Я узнал тайну благоволения Божие ко мне и теперь уже с веселием иду в предстоящий мне путь. Одно только истинное сокровище, одно истинное наследие, одни только истинный богатства, это — те, которые сокрыты на небесах; все же земные блага не приносят получающим их никакой пользы: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Для меня нет ничего дороже и лучше души... Достаточно времени своей жизни потратил я на служение суете, теперь иду к Богу. Одно только смущает меня — печаль моей матери, престарелой и немощной вдовы, лишенной света очей и не имеющей себе помощника и заступника. Но я иду умереть за Христа и Ему, Отцу сирот и вдовиц, поручаю я свою мать».


Сказав сие, Иерон пролил несколько слёз о своей матери и отправился в путь. В Мелитине святый Иерон вместе с другими тридцатью тремя христианами был заключен в темницу. Здесь он говорил своим товарищам по заключению:


— Послушайте, друзья и братья, моего совета, который будет вам полезен не в сей жизни, а в будущей. Все боящиеся Бога ищут не земных временных, а будущих вечных благ. Вы слышали, что на утро нас хотят заставить принести жертвы ложным языческим богам: не будем повиноваться, не поклонимся идолам и не принесем им жертву; принесем лучше жертву хвалы истинному Богу нашему и вознесём к Нему наши молитвы, услышав которые, Он подаст нам силу стойко и мужественно перенести мучение и удостоит нас блаженной кончины.


Слушатели Иерона единодушно отвечали:    

— Сладостны нам, как мёд, слова твои! Ты советуешь нам то, что действительно полезно и спасительно для нас, и все мы желаем лучше умереть за Христа, чем, поклонившись идолам, жить в суете.


Темничные стражи известили о таком решении узников самого Лизия. Наутро он велел привести святых мучеников из темницы к себе на суд, поставил их пред собою и с гневом спросил:    

— Какой бес привел вас к безумному решению восстать против власти и не послушаться царского повеления поклониться великим богам?    

— Мы, конечно, были бы безумцами и игрушкою бесам, — отвечали святые, если бы честь, подобающую одному только Богу, воздавали деревянным и каменным произведениям рук человеческих. Но теперь мы поступаем мудро, ибо поклоняемся Творцу всего, создавшему небо и землю словом Своим и изведшему их из небытия в бытие духом уст Своих.


В это время один из присутствовавших на суде указал Лизию на Иерона и сказал:    

— Вот, кто сопротивлялся твоим посланцам, и всё, о чем ты слышал, сделал именно он.    

Лизий, посмотрев на Иерона, спросил, откуда он родом, и, когда Иерон назвал свое отечество и место рождения, опять спросил его:    

— Это ты противился царскому приказанию, надеясь на телесную свою силу, и избил посланных за тобою воинов?    

— Да, я, — смело отвечал мужественный Иерон, — «мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?» (Пс.138:21). Потому-то и нанес я им побои и гнал, как трусливых зайцев.


Слыша эти слова, Лизий разгневался и, не отдавая должного храбрости и силе Иерона, порицал его за непокорность и сказал:    

— Безумие твое довело тебя до такой дерзости, что ты ослушался царского повеления, не покорился и моему приказу и избил посланных нами. За это повелеваю отсечь по самый локоть твою дерзкую руку, повиновавшуюся безумной голове.


И тотчас святому Иерону отсекли руку, а прочих святых, по повелению того же мучителя, немилосердно били долгое время.


Затем все они опять были брошены в темницу и возблагодарили Бога, сподобившего их понести такие муки за Его святое имя. Но один из них, вышеупомянутый Виктор, родственник святого Иерона, обессилев от полученных им побоев и убоявшись еще больших в будущем, тайно призвал к себе того чиновника, который вёл запись схваченных и преданных мучениям христиан, и униженно умолял вычеркнуть имя его, Виктора, из записи имен узников, страждущих за Христа, причем обещал ему подарить за это одно поместье. Подкупленный обещанным ему подарком, чиновник исполнил просьбу Виктора, — уничтожил его имя в записи и ночью выпустил его из темницы. Но Виктор, вышедши из темницы, вскоре умер и таким образом лишился и поместья, и жизни, и мученического венца.


Когда настало утро, святой Иерон узнал о случившемся и, полный бесконечной печали, громко рыдал о своем сроднике, восклицая:    

— Увы, Виктор! что ты сделал? О, как тяжело откупился ты! Зачем ты сам отдал себя в руки врага? Зачем позор бегства предпочел венцу славы? Зачем отдал жизнь вечную за временную? Зачем временное облегчение поставил выше радости нескончаемой? О, как смутили тебя недолговременные страдания от незначительных ран, которые — ничто пред муками вечными, ожидающими тебя по суду Божиему!


Оплакавши отпадшего от лика мученического, святый Иерон подозвал к себе двух своих сродников Антония и Матрониана, последовавших за ним, и сказал им:    

— Выслушайте мою последнюю волю и, возвратившись отсюда, приведите ее в исполнение. Мое имущество, находящееся в Писидии, я отдаю сестре своей Феотимии, с тем чтобы она, получая с него нужное для пропитания, совершала поминовение по мне в день моей смерти. Всё же прочее мое имущество я оставляю своей матери, по причине её вдовства и сиротства; отдайте ей также и мою отсеченную руку и скажите ей, чтобы она письмом попросила начальника города Анкиры, вельможного Рустика, дать ей дом в Вадисане, где пусть и будет положена рука моя.


Оставив такое завещание своим сродникам, блаженный Иерон спокойно ожидал своей мученической кончины. И вот, на пятый день Лизий опять сел на судейское место и, призвавши святых, стал принуждать их поклониться идолам. Долго старался он и ласками и угрозами отклонить их от Христа, но не имел никакого успеха и тогда приказал сначала бить их без пощады палками, а затем осудил на усечение мечом. После многих мучений святые мученики были осуждены на смерть. Предводимые блаженным Иероном, они, на пути к месту казни, радостно воспевали слова псалма:
«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс.118:1). Пришедши на место казни, они преклонили колена и молились Господу:    

— Господи Иисусе Христе, приими души наши!    

Затем их святые главы были усечены мечом. Антоний и Матрониан обратились к Лизию с просьбою позволить им взять тело их сродника Иерона и, когда Лизий не соглашался, умоляли его отдать им, по крайней мере, отсеченную главу Иерона. Он отвечал им, что отдаст главу только за равное с нею по весу количество золота. Сильно скорбели Антоний и Матрониан, что не было у них столько золота, сколько требовал за главу Лизий, хотя, без сомнения, честная глава мученика и стоила несравненно дороже. Тогда Бог вложил в сердце одному богатому и знаменитому мужу, именем Хризафию, дать выкуп за главу святого мученика Иерона: он отдал Лизию столько золота, сколько весила глава, и, взяв ее, с честью хранил у себя. Корыстолюбивый Лизий стал тогда отыскивать и отсеченную руку святого, рассчитывая и за нее получить золото; но Антоний и Матрониан, узнав об этом, ночью бежали на родину, унося с собою святую руку, а тела его и прочих святых мучеников, обезглавленных вместе с ним, другие христиане, взявши тайно, погребли в скрытом месте. Упомянутые братья, принесши руку святого Иерона к его матери Стратонике, вручили ей святые останки. Мать, взяв усеченную ради Христа руку своего возлюбленного сына, омыла ее слезами, лобызала материнским лобзанием и прикладывала к своим очам. Радуясь за сына и в тоже время отдаваясь естественной скорби, она говорила со слезами:    

— Любезный сын мой, которого я родила живым и здоровым! Теперь у меня только малая часть твоего мертвого тела, но тем большую скорбь она возбуждает во мне. Увы, сын мой! Родила я тебя в болезни, воспитала в трудах, надеялась иметь в тебе опору в старости, поддержку в болезни, утешение в скорбях, и, вместо того, лишилась я тебя, свет слепых очей моих. Но что я плачу, когда мне должно веселиться и радоваться тому, что я — мать мученика, что я отдала плод чрева своего Богу, что ты, возлюбленный сын, умер не так, как обычно умирают люди? Ведь, мученическая смерть, какою скончался ты, ведёт ко многим и великим благам! Но, отошедши от меня, не покидай меня совсем, сын мой, и в молитвах твоих ходатайствуй за меня пред Господом, за Которого ты пролил свою кровь, дабы Он и меня скорее освободил от этой многотрудной и обильной всякими бедами жизни.


После этого плача, Стратоника положила руку святого на том месте, которое он сам благоволил указать, и привела в исполнение всё им завещанное. А Хризафий, давший золотой выкуп за главу святого Иерона, чрез несколько времени построил церковь на месте, где были усечены святые мученики, и с честью положил в ней главу мученика, прославляя Святую Троицу.

Кондак, глас 8:

Лик мученический ясен, полк светоносен, сошед к нам разумно, церковь днесь просветил есть чудными зарями. Темже празднующе честную память их, просим от Тебе Спасе наш: тех молитвами от бед избави нас, да поем Ти: аллилуия.

Тропарь Валерию Мелитинскому

Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.

Молитва Валерию Мелитинскому

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Валерий, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Святитель Димитрий Ростовский. "Жития Святых".