Командующие сахалинской флотилии тоф. Выдающийся русский флотоводец С.О. Макаров. Награды и достижения

Мировая история знает много крупных авиационных катастроф. Но среди них нет равной той, которая произошла на военном аэродроме в городе Пушкине под Санкт-Петербургом 7 февраля 1981 года. Самолет Ту-104 погиб на взлете. О той трагедии до сих пор практически ничего не известно. Причина этого проста - кошмарная авария была мгновенно засекречена, и до сих пор ее истинные причины называются очень неохотно. А ведь в результате той давней катастрофы остался без руководства весь в ту пору огромный и сильнейший Тихоокеанский флот Советского Союза. Самолет Ту-104 командующего Тихоокеанским флотом Советского Союза адмирала Эмиля Спиридонова возвращался со штабных учений, в которых принимало участие руководство всех флотов Советского Союза, и вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию. Помимо самого Спиридонова на борту было еще 49 человек. Среди них 16 адмиралов. (Для сравнения - в ходе боев Второй Мировой войны советский флот потерял 4-х адмиралов. А тут сразу, в один страшный миг - 16!) Мгновенно созданная государственная комиссия перебирала все версии. Думали: "А что если самолет взорван? Что если потенциальный противник специально обезглавил Тихоокеанский флот? Что если это начало войны?.." Возникало предположение, что, вполне возможно, террористический акт организовал какой-то одиночка. Так что же на самом деле произошло на борту военного самолета? Почему погибло командование Флота? В фильме принимают участие случайно не попавшие на тот злополучный рейс члены высшего командования Тихоокеанского флота, родственники погибших, очевидцы трагедии.

Даже адмирал не отменит законы аэродинамики

2008-04-11 / Виктор Николаевич Сокерин - генерал-лейтенант, заслуженный военный летчик России, бывший командующий ВВС и ПВО Балтийского флота.

В январе телеканал «Россия» показал документальный фильм «Гибель адмиралов. Тайны одной авиакатастрофы». Это телевизионное расследование катастрофы самолета Ту-104 7 февраля 1981 года, когда погиб весь командный состав Тихоокеанского флота, в том числе 16 адмиралов.

Как писали в анонсах, «кинодокументалисты попытались последовательно коснуться всех версий произошедшего – от теракта до якобы допущенного перегруза самолета командующего ТОФ». Фильм легко найти в интернете, его продолжают смотреть, поэтому трудно удержаться от комментариев.

В фильме принимали участие родственники погибших, очевидцы, моряки, не попавшие на тот злополучный рейс. Но нет ни одного летчика, либо специалиста в авиационных погонах. Предполагаю, что при съемках, возможно, и были интервью с летчиками, но, вероятно, они в фильм просто не «вписывались», ибо не оставили бы камня на камне от дилетантских измышлений адмиралов.

Я 16 лет летал на Ту-16, аналоге Ту-104. На 185 км/ч (как звучит в фильме) он летать, в принципе, не может. У него посадочная скорость 235–270 км/ч, а скорость отрыва 270–325 км/ч в зависимости от веса. С весами, близкими к максимальным, на 180–200 км/ч начиналась разгрузка передней стойки шасси с выводом самолета на угол 4 градуса, разбег продолжался с данным (постоянным) углом и лишь при достижении скорости отрыва, очень плавным движением штурвала «на себя» самолет выводился на угол 7–8 градусов, в конце создания которого и происходил отрыв самолета от ВПП. Тяговооружённость самолета в пределах 0.3–0.35 иного и не позволяла. После отрыва вертикальная скорость набора высоты (до разгона скорости и уборки закрылков) не превышала 5 м/с (летом, в жару, вообще 2–3 м/с).

Сразу после катастрофы ходили разговоры, что бардак при загрузке борта был неимоверный. Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают «на …», хамски указывая летчикам: ваше место – возле … штурвалов, а «здесь все с «мухами» на погонах». Второй пилот да и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов «снимают», «увольняют» и просто «размазывают». Кто для «целого» адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов «вожди» редко улетали трезвыми.

Кроме всего прочего рассказывали, что приехавший «очень не в духе» командующий ТОФ пожелал в своем салоне (расположенном в передней части самолета) лететь один, в результате чего из салона «в хвост» было выставлено еще с десяток человек. Хотя сделать было нужно с точностью до наоборот: начиная с самых задних рядов набиться как «сельди в бочку» в переднюю часть салона (стоя, сев на колени друг другу, как угодно), освободив заднюю часть салона по максимуму, а обратно по местам рассредоточиться только после выполнения взлета.

Трудно сказать, что было бы с командиром экипажа Инюшиным, откажись он выполнять полет. Предполагаю, что в лучшем случае все члены экипажа стали бы пенсионерами прямо в самолете.

В фильме нет мнений летчиков, но любой сколько-нибудь опытный пилот сказал бы, что на разбеге из-за центровки, превышающей предельно-заднюю, по мере нарастания скорости (против аэродинамики не попрешь) самолет просто сам «сел на хвост» и сам оторвался от земли на скорости, почти вдвое меньшей расчетной скорости отрыва. Либо, что более вероятно, самолет оторвался не на 185, а на 285 км/ч. На Ту-16 (Ту-104) не было бустеров или гидроусилителей, потому усилий летчиков (отдачей штурвала «от себя» для предотвращения преждевременного отрыва) при этом не могло хватить для парирования мощнейшего стремления самолета задрать нос. Так как отрыв произошел на скорости, меньшей эволютивной (наименьшей, на которой он способен лететь), да еще и с запредельным (и постоянно самопроизвольно увеличивающимся) углом атаки, далее (по той же аэродинамике) он и должен был упасть. А точнее сказать, это и не было взлетом как таковым, но было катастрофой на взлете из-за преждевременного, самопроизвольного отрыва самолета от ВПП по причине запредельной задней центровки.

Смею предположить, что командир экипажа рассчитывал, что, отдав перед взлетом штурвал от себя, он сможет удержать самолет на разбеге в трехточечном положении до достижения расчетной скорости отрыва (или даже несколько больше расчетной), после чего очень плавно приподнять нос самолета и с небольшим углом оторвать машину от ВПП на скорости больше расчетной. Запас на Ту-16 допустимой предельно-задней центровки от задней-критической в 10% позволил бы ему при такой методике взлета «обмануть» неправильную загрузку, но, как я слышал еще в 1981 году, покатившиеся по проходу после начала разбега рулоны бумаги привели к выходу центровки за пределы не только предельно-допустимой, где самолет еще управляем, но и критической, где машина уже неуправляема.

У любого самолета на переднюю стойку шасси приходится не более 7–10% веса. Адмиралов могло спасти только одно. Если бы они загрузили еще пару рулонов бумаги или пару-тройку мебельных гарнитуров, то самолет бы «сел на хвост» прямо на стоянке. Тогда, конечно, как и в фильме, обвинили бы во всем и «выпороли» несчастный летный экипаж, но хотя бы «въехали», что самолет – это «аптекарские весы», коромысло которых лежит на некоем условном, весьма небольшом по ширине бруске. И оно (коромысло) параллельно земле (и не падает) только в случае, если на обеих чашах весов примерно равные массы. Ширина бруска в данном примере и есть разрешенный «зазор» между предельно-передней и предельно-задней центровками. Перегрузишь нос – не сможешь оторвать переднюю стойку шасси от земли на взлете, не хватит длины ВПП, самолет не взлетит ни на какой скорости. Перегрузишь хвост – повторишь то, что было в фильме, так как за пределами допустимых центровок самолет неуправляем.

Неоднократно упоминаемое в фильме положение самолета после отрыва, вставшего «крестом», только лишний раз убеждает, что центровка превышала предельно-заднюю. Экипаж при этом бессилен.

52 пассажира – это 5200 кг. До 9000 кг (макс. загрузка) – 3800 кг. В самолет же запихали груза тонн десять, если не больше. А в фильме у всех прямо или иносказательно звучит вопрос: «Куда это экипаж смотрел, почему допустил?» А кто у экипажа спрашивал и кто его слушал?

Начальникам любого ранга, если они не слышали о такой науке, как аэродинамика, следует хотя бы ознакомиться с приказом министра обороны по правилам выполнения воздушных перевозок в авиации Вооруженных сил, где написано: все пассажиры обязаны беспрекословно выполнять требования членов экипажа. А также, что никто не имеет права вмешиваться в действия экипажа в полете, в том числе и лица, в распоряжение которых экипаж выделен. Скольких катастроф удалось бы избежать, если бы адмиралы и краснолампасные генералы хотя бы эти два пункта не только знали, но еще и соблюдали.

Лет 5–6 назад, точно не помню, вышел приказ МО РФ, которым был отменен целый ряд приказов о наказании летных экипажей, преимущественно имеющих отношение к полетам транспортных вертолетов в Чечне. Многие из генералов получили в том же приказе «фитили» от МО РФ. Речь идет о том, что экипажам транспортной авиации либо ставили незаконную (невыполнимую) задачу, либо требовали в полете изменить маршрут, выполнить незапланированные посадки и т.д. А когда экипаж осмеливался заявить, что он обязан выполнять по авиационным законам только то, к чему он готовился, и что «подписано» на данный полет, его обвиняли в трусости, в неподчинении и даже, вынув пистолеты, грозили отдать под трибунал «за невыполнение боевого приказа». А после вылета снимали, увольняли, обвешивали взысканиями... Масса летчиков пострадала. Вынужден был сам министр обороны вмешаться, чтобы защитить летчиков и указать «боевым» генералам на свой же приказ о правилах воздушных перевозок.

Попробуйте «качать права» в самолете гражданской авиации, там быстро «успокоят», несмотря на любое количество звезд на погонах. А чем отличается экипаж транспортного самолета (вертолета) «в погонах»? Только тем, что он в этих самых погонах, но «работает» почти по тем же «правилам» и даже летает по тем же воздушным трассам, что и самолеты ГА. Делайте то, что сказал (разрешил) экипаж, – будете живы. Будете «умничать», очень рискуете попасть в некролог.

Об ушедших либо – хорошо, либо – ничего. Но не хотелось бы повторения трагедий.

Степа́н О́сипович Мака́ров (1848 - 1904) - русский военно-морской деятель, вице-адмирал, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, автор многочисленных изобретений. Действия минных катеров под его руководством оказали огромное влияние на ход Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Командовал Тихоокеанским флотом во время Русско-японской войны . Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине.

Начало карьеры

Степа́н О́сипович Мака́ров родился 27 декабря 1848 в г. Николаев в семье Осипа Фёдоровича и Елизаветы Андреевны .

Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амурев 1865 году. Получил назначение на пароход «Америка».

Прежде чем стать офицером, после окончания училища он в течение четырех лет прошел трудную службу гардемарина, плавая на различных военных кораблях. И только в 1869 г., служа на фрегате «Дмитрий Донской», Макаров был произведен в мичманы - первый офицерский чин.

Русско-турецкая война (1877-1878)

Мичман Макаров начал офицерскую службу на броненосной лодке «Русалка» в составе эскадры выдающегося русского адмирала Г.И. Бутакова. В одном из походов этот корабль получил в шхерах пробоину от удара о скалу. Сравнительно небольшая авария едва не привела к гибели корабля из-за отсутствия нужных водоотливных средств и должной организации борьбы за живучесть корабля. Макаров сразу обратил внимание на несоответствие возможностей корабля бороться с авариями. Макаров изучил причины аварий ряда других кораблей, произвел сам нужные расчеты и результаты своего исследования опубликовал в 1870 г. в журнале «Морской сборник», где высказал ряд ценных предложений по созданию системы непотопляемости судов, предложил ряд новых технических устройств, в том числе и специальный пластырь для заделки пробоин («макаровский пластырь»). Своими изысканиями Макаров впервые в истории положил начало научному обоснованию и практической организации борьбы за живучесть корабля

С начала русско-турецкой войны 1877-1878 соотношение сил на Черном море было далеко не в пользу России. Нужно было при малочисленности морских сил найти эффективные методы борьбы с сильным флотом Турции. Макаров предложил использовать быстроходные пароходы, снабженные подъемными минными катерами, которые можно быстро опускать на воду в районе обнаружения противника, после чего катера, под покровом темноты, могли бы самостоятельно атаковать неприятельские корабли шестовыми или буксирными минами. После атаки катера должны были отходить к пароходу, их поднимали на палубу, и пароход быстро уходил. Был предложен и конкретный план действий против турецкого флота.

После объявления войны Макаров, добившись «высочайшего» разрешения из Петербурга, получил возможность выйти в море для осуществления своего плана. Активные действия Макарова и его катеров против боевых и торговых судов вызвали тревогу у противника. Турки уже не рисковали оставаться у русских берегов на ночь, хотя их флот и был все еще сильнее русского. Геройские действия, инициатива и энергия Макарова получили всеобщее признание. В сентябре 1877 г. Макаров был произведен в капитан-лейтенанты, а через три месяца - в капитаны 2 ранга.

Научная деятельность

Ледокол «Ермак»

«Макаровский колпачек» показан черным цветом(6)

В 1880 г. награжден Малой золотой медалью Русского Географического общества

В 1881 провел гидрологические исследования в Босфорском проливе и в 1885 опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Академии наук.

В 1886-1889 Макаров совершил кругосветное плавание, командуя корветом «Витязь», провел широкие океанографические исследования, обобщенные им в капитальном труде «Витязь» и Тихий океан", отмеченном премией Академии наук. Сконструировал один из первых надёжных батометров, который учитывал конструктивные недостатки других существовавших к тому времени приборов. Батометр Макарова имел высоту 61 см, диаметр 15 см и был обшит снаружи войлоком и парусиной

В 1896 Макаров был произведен в вице-адмиралы.

В 1897 выдвинул идею исследования Арктики при помощи ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором он дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в кн. «Ермак» во льдах", до сих пор не потерявшей значимости.

Исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии (1891-1894). На этом посту он изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки »), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони - значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16 %, но при этом несколько ухудшалась кучность.

В 1903 в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время.

Русско-японская война

С началом русско-японской войны в 1904 был назначен командующим флотом в Тихом океане и прибыл в Порт-Артур. Сторонник активных боевых действий, Макаров много успел сделать для усиления боеспособности рус. флота.

31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце «Петропавловск». 31 марта в 9 час. 30 мин, когда эскадра возвращалась, в двух милях от маяка на Тигровом полуострове броненосец «Петропавловск» подорвался на минах, поставленных минувшей ночью японскими кораблями, и затонул. Вместе с ним и большей частью экипажа погиб и вице-адмирал Макаров.

Русский флот в лице Макарова понес тяжелую утрату. За короткое время (36 дней) командования Тихоокеанской эскадрой он сумел сделать очень многое. Прежде всего он привел эскадру в надлежащее боевое состояние, поднял дух личного состава и подготовил флот к активным боевым действиям, организовал регулярную разведку. Макаров принял активные меры для ускорения ввода в строй поврежденных кораблей, усилил оборону крепости с моря, создал систему обороны внешнего рейда. Он лично руководил отражением атак японских миноносцев, выходами своей эскадры навстречу противнику, не допускал безнаказанного обстрела флота и крепости, заставлял японцев каждый раз уклоняться от боя с русской эскадрой.

Увековечение памяти

Имя Степана Осиповича Макарова носят:

  • город в Сахалинской области;
  • котловина Макарова;
  • Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге;
  • Национальный университет кораблестроения в Николаеве (Украина);
  • Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке;
  • Несколько улиц в различных городах России и Украины.
  • Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров».
  • Высшему мореходному арктическому училищу в Ленинграде присвоено имя С. О. Макарова.

Памятники

  • В Кронштадте, Николаеве, Владивостоке.
  • Бюст в городе Смоленске (автор Фишман П. А.).
  • Обелиск в селе Янракыннот Чукотского АО.
  • Научно-популярноый фильм «Адмирал Макаров» (режиссёр - В. Гуркаленко, операторы В. Петров, В. Ильин, В. Смирнов).
  • Видео

    Галерея

Военно-воздушные силы и Военно-морской флот, такая структура позволяет максимально обеспечить безопасность государственных границ и отстаивание интересов нашей страны. В последние годы Министерство обороны Российской Федерации делает особый акцент на развитии именно Военно-морского флота, и в частности тихоокеанской акватории.

Определение

ВМФ включает в свой состав четыре военных объединения: Балтийский, Черноморский, Северный и Тихоокеанский флот, а также флотилию на Каспийском море. Каждая из этих военизированных частей выполняет множество важнейших задач, основная из которых - обеспечение безопасности границ Российской Федерации.

Уже несколько десятков лет корабли тихоокеанского флота ВМФ России на постоянной основе находятся в Азиатско-тихоокеанском регионе. Все страны уже давно привыкли считаться с военизированными морскими силами Российской Федерации, территория операционной зоны которых простирается от Северного Ледовитого океана вплоть до западных границ Индийского океана.

Тихоокеанское объединение является оперативно-стратегическим объединением Военно-морского флота РФ. В его состав входят надводные и подводные корабли, авиация, сухопутные и береговые войска.

История

В XVII веке власти Российской империи впервые обратили внимание на тихоокеанский регион. Первооткрывателем дальневосточных морей называют казацкого сотника Ивана Москвитина, именно его команда нашла выход в Охотское море, ранее называющееся Великое Ламское. После первых успешных путешествий были организованы еще несколько исследовательских экспедиций, так, промышленник Ф. А. Попов смог пройти по устью Колымы до Камчатки и даже до Анадырского острога.

Свое начало берет тихоокеанский флот ВМФ России в XVIII веке, когда в Охотске был основан единственный судостроительный порт России на Дальнем Востоке, где чуть позже спустили на воду первый военный корабль «Восток». Благодаря вновь отстроенной базе исследователям и промышленникам стало гораздо легче продолжать исследование берегов Дальнего Востока и выходов к Китаю и Америке. В 1721 году была составлена первая карта этих берегов, а несколько лет спустя указом императрицы Анны Иоанновны здесь была официально образована Охотская военная флотилия.

Боевая история

Поначалу деятельность вновь созданного флота была направлена на несение дозорной службы, охрану вновь открытых земель и обеспечение сохранности зон рыбных промыслов. Также здесь постоянно располагался пункт базирования разного рода исследовательских экспедиций, среди которых были промышленники, торговцы и ученые. Например, здесь были построены два корабля, на которых Витус Беринг совершил свои знаменитые путешествия и открытия.

В середине XVIII века правительство страны, наконец, осознало, какое важное стратегическое значение имеет этот регион, сюда были направлены лучшие корабли и фрегаты империи, главной базой флота стал Петропавловск-Камчатский. На протяжении многих лет военные корабли тихоокеанского региона выполняли важнейшие боевые задачи. Так, в 1900 году русские принимали непосредственное участие вместе с другими европейскими державами в подавлении восстания в одной из провинций Китая. Большие потери флот потерпел во время русско-японской войны, на тот момент противник был лучше оснащен, к тому же действовал внезапно.

В 1941 году большая часть техники была перенаправлена на Северный флот для борьбы с нацистскими войсками. А в период ведения Холодной войны между США и СССР корабли и подводные лодки с атомным арсеналом, в тот момент находящиеся в этом регионе, стали сдерживающим фактором в противостоянии двух мировых держав. Сегодня же корабли Тихоокеанского флота ВМФ России, а также другая боевая техника, в том числе и атомная, обеспечивают круглосуточную защиту интересов нашей страны на восточных границах.

Тихоокеанский флот сегодня

После развала СССР Тихоокеанский флот, так же как и вся армия нового демократического государства, оказался на грани развала. Ситуация осложнялось и тем фактом, что все военные объекты находились очень далеко от Москвы, и контроль на местах был очень слабым. На протяжении нескольких лет боевые корабли бесследно исчезали, продавались целиком или по частям, а по факту хищений были заведены сотни уголовных дел по отношению к высшим и низшим армейским чинам.

Только в последние десять лет, с принятием правительством нового вектора развития оборонного комплекса страны, Тихоокеанский флот ВМФ России, наконец, получил новое развитие. Ежегодно состав флота пополняется новыми современными единицами боевой техники. Улучшилась и подготовка личного состава, так как стало меньше солдат срочной службы, их заменили профессиональные военные.

Планы развития

Несмотря на положительные тенденции развития, современное состояние Тихоокеанского флота ВМФ России не позволяет с уверенностью говорить о его полной подготовке к возможному нападению противника. Практика показывает, что даже с текущими боевыми задачами некоторые военные части справляются в неполной мере. Такими, как предотвращение нападений и борьба с морскими пиратами, эскортные операции и т. д.

Поэтому Министерство обороны Российской Федерации и Правительство страны разработали специальную программу развития морского флота, реализовать ее предполагается до 2020 года. Обновление коснётся в первую очередь технического оснащения флота, в строй будут введены новые единицы боевой техники, в том числе современные авианосцы, вертолетоносцы и атомные крейсеры. На 2024 год запланирован выпуск нескольких новых корветов, шести дизельных подлодок, трех фрегатов и семи тральщиков. А также в планах провести модернизацию уже функционирующих подводных лодок с атомными реакторами.

Руководство

С 2012 года командующим Тихоокеанским флотом является Авакянц Сергей Иосифович 1958 года рождения. Он закончил несколько престижных военно-морских высших образовательных учреждений. Начинал службу на Севере, позже был назначен главой штаба Черноморского флота. С 2014 г. ему присвоено звание адмирал. Имеет ряд государственных наград за отличную службу и боевые заслуги. Командующий Тихоокеанским флотом регулярно инспектирует ход проведения реформирования военно-морского флота: подготовку личного состава, строительство новых военных городков, состояние боевых единиц техники.

Как и другие командующие флотов, входящих в состав ВМФ, С. И. Авакянц непосредственно подчиняется главнокомандующему Военно-морского флота адмиралу В. И. Королеву и первому его заместителю вице-адмиралу А. О. Воложенскому.

Основные задачи

В последние годы, из-за смены геополитических сил, все большее значение приобретает именно Тихоокеанский флот ВМФ России. Его задачи определяются общими положениями обороны страны с поправкой на специфику данного региона. Сегодня флот способен выполнять следующие действия:

  1. Осуществлять мероприятия по сдерживанию возможных ядерных атак, постоянно находиться в готовности, а также в случае необходимости наносить удары по земным объектам противника.
  2. Обеспечивать защиту территорий, где существует экономическая заинтересованность государства.
  3. Принятие мер по пресечению незаконной деятельности граждан или организаций.
  4. Одной из главных задач Тихоокеанского флота является обеспечение защиты государственной территории от незаконного пересечения, контроль над перемещением торговых судов.
  5. Осуществление международных операций, совместных учений, антитеррористических акций и т. д.

В случае реальных боевых действий в обязанности флота входит уничтожение группировок противника на море, нарушение вражеских морских коммуникаций, одновременно с защитой своих, а также высадка десанта и другие стратегические задачи, продиктованные конкретной ситуацией.

Состав флота

Большая часть боевой техники Тихоокеанского военно-морского флота была выпущена в 80-х годах и сегодня требует серьезной модернизации. Часть из имеющегося арсенала и сейчас остаётся в ремонтных доках, насчет некоторых же вообще было принято решение об утилизации.

Сегодня в состав Тихоокеанского флота входят следующие боевые единицы:

  • единственный крейсер «Варяг», построенный еще в 1980 году, он является одним из флагманских кораблей флота;
  • эсминец под названием «Быстрый», был спущен на воду в 1987 г., базируется во Владивостоке;
  • противолодочные корабли в числе трех, созданных по проекту «Овод»;
  • четыре обычных ракетных корабля и одиннадцать больших, выпущенных еще в советский период;
  • восемь противолодочных кораблей по проекту «Альбатрос» - «Холмск»;
  • катера, предназначенные для совершения диверсий в тылу врага;
  • восемь тральщиков;
  • пять обычных десантных кораблей, а также три больших.
  • пять ракетных подводных крейсеров;
  • атомные подводные лодки Тихоокеанского флота, на борту которых располагаются крылатые ракеты;
  • атомная подводная лодка «Щука», предназначенная для поражения целей разного характера;
  • кроме того, шесть дизельных подводных лодок проекта «Палтус».

Специалисты отмечают, что в таком состоянии флот не может в полной мере обеспечить выполнение боевых задач по охране стратегически важных государственных территорий. Поэтому планируемые до 2020 года государственные реформы должны кардинально изменить такое положение дел.

Самолеты ВМФ

Годом создания морской авиации Тихоокеанского флота считается 1932 год, а спустя шесть лет летчики успели отличиться в боях с японцами у берегов Камчатки. За все время существования морских летных подразделений они не раз выполняли важнейшие боевые задачи в регионе, например пятнадцать офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза.

Сегодня авиация Тихоокеанского флота обладает современным ракетным вооружением и способна совершать боевые вылеты в любых погодных условиях. В ее состав входят истребители, противолодочные самолеты, транспортировщики и специальные единицы. Базы находятся на Камчатском полуострове, в Хабаровске и в Приморье. В их обязанности входит ежедневное контролирование дальневосточных границ России, проведение поисковых операций, а также ведение разведки. Ежегодно здесь проходят соревнования военизированных авиационных частей, целью которых является отработка необходимых навыков ведения боя, разминирование техники или строений, выполнение полетов в экстремальных условиях и т. д.

Сотрудничество с другими странами

Только лишь реформированием материально-технической базы нельзя обеспечить повышение эффективности отечественных морских войск, поэтому Министерство обороны России и командование Тихоокеанского флота ежегодно проводят крупномасштабные международные учения в данном регионе.

В последние годы Россия усиленно налаживает партнёрские отношения с Китаем, эта страна имеет не только крупнейшую экономику в мире, но и самую многочисленную армию. Итогом этого сближения стали тысячи междуведомственных соглашений, а также регулярно проводимые совместные стратегические учения.

Примечательные даты

Днем Тихоокеанского флота считается 21 мая, в этот день в 1731 году императрица Анна Иоанновна издала указ, утверждающий Охотскую военную флотилию в качестве постоянной военной базы России на востоке. Праздник был учрежден в 1999 году указом президента РФ, сегодня на этот день обычно назначают специализированные конкурсы и соревнования между разными частями.

Но многие моряки называют датой рождения современного Тихоокеанского флота 21 апреля 1932 года, когда в ответ на агрессию Японии были сформированы Морские силы Дальнего Востока.

Скандалы

В 1990 годы командование Тихоокеанского флота неоднократно оказывалось в криминальных хрониках, многие объекты инфраструктуры неожиданно оказывались в руках частных лиц, а боевые корабли бесследно исчезали.

Скандалы последних лет связаны с проведением реформирования, рассчитанного до 2020 года. Так, правительство России планировало закупить партию вертолетоносцев «Мистраль», производством и продажей которых занималась Франция. Но из-за несогласия с политикой Москвы и по некоторым экономическим вопросам сделка была отменена французской стороной в одностороннем порядке. Россия так и не получила обещанные корабли, а Париж должен будет выплатить огромную неустойку.

История падения Ту-104 на аэродроме Пушкин долгое время была покрыта завесой тайны: в разбившемся на 8-й секунде полета лайнере находилось практически все командование Тихоокенского флота (ТОФ) Советского Союза. Официальное сообщение о гибели своих мужей вдовы получили лишь в 1997 году. Впрочем, еще в 1983-м на Серафимовском кладбище в Ленинграде, где было похоронено большинство погибших, по личному распоряжению главкома ВМФ СССР Сергея Горшкова был воздвигнут мемориал. Памятная надпись со словами «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года» появилась на нем в 2000 году.

Тогда, 37 лет назад, на базе Военно-морской академии в Ленинграде проводились оперативный сбор высшего командного состава всех флотов и командно-штабные учения без привлечения реальных сил. Образно говоря, адмиралы «воевали» на картах, а скорее всего, обсуждали вопросы мировой геополитики на морях и океанах. Тогда только закончилась Китайско-вьетнамская война, в которой Советский Союз помогал Вьетнаму, осуществляя поставки вооружений морским путем. Второй год шла военная операция в Афганистане, и американские авианосцы с морскими пехотинцами на борту кружили по Тихому и Индийскому океанам в готовности высадить десант. ТОФ в тот момент был, как говорится, на острие атаки. К слову, именно командование тихоокеанцев по итогам тех учений было признано лучшим.

Седьмого февраля, после завершения сборов, высшее руководство флотов разлеталось по домам - Ту-104 с бортовым номером 42332 предстояло лететь дольше всех, через Хабаровск во Владивосток. Но именно полет этого рейса оказался самым коротким: через несколько секунд после взлета самолет рухнул буквально в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы. Версий катастрофы было много, рассматривался и вариант диверсии - обезглавить командование Тихоокеанского флота мечтали многие наши недоброжелатели. Грешили и на непогоду: в Пушкине тогда были сложные метеоусловия, и шел обильный снегопад.

«Диверсия как таковая в тот момент была практически исключена, - считает военный историк из Санкт-Петербурга Александр Зимовский. - Представьте, военный аэродром, охраной которого занимался отдельный батальон, плюс особисты из контрразведки, которые весь обслуживающий персонал рассмотрели едва ли не под микроскопом. Тогда еще не было и фактора исламского фундаментализма, и солдатик-таджик или представитель другой среднеазиатской республики с удовольствием ел свинину и не помышлял о джихаде. Версия иностранных спецслужб если и рассматривалась, то только теоретически: пронести взрывчатку на борт самолета на охраняемом объекте было практически невозможно. Там были только свои, и если посмотреть список погибших, то никого подозрительного в нем нет. Вероятнее всего, причиной крушения стал так называемый перегруз: на борту находились тяжелые рулоны бумаги для типографии флотской газеты, которые решили переправить с оказией во Владивосток. При взлете они сместились в хвостовую часть самолета, в результате чего он потерял устойчивость и рухнул на землю, потеряв высоту».
Список погибших - 44 пассажира и шесть членов экипажа. Элита флота и авиации. Адмирал Эмиль Спиридонов, командующий ТОФ, в перспективе мог стать командующим ВМФ страны. Подводник, прошедший службу на Северном и Тихоокеанском флотах, на момент гибели ему было всего 55 лет - его карьера была на подъеме. Именем адмирала названы улица во Владивостоке и большой противолодочный корабль «Адмирал Спиридонов». Именем члена военного совета ТОФ контр-адмирала Сабанеева также названы улица во Владивостоке, школа в Подольске, откуда он родом, морской тральщик.

Среди погибших в том трагическом рейсе - 16 адмиралов и генералов. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ вице-адмирал Виктор Белашев, командующий ВВС ТОФ генерал-лейтенант Георгий Павлов, начальник разведки ТОФ контр-адмирал Геннадий Леонов. Этом списке есть и Виктор Дворский - старший матрос, чертежник штаба ТОФ - всем была уготована одна судьба, невзирая на чины и звания.
Экипаж борта 42332 был подобран из лучших авиационных специалистов. Командир, подполковник Анатолий Инюшин, являлся командиром отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Каждый из них был высококлассным специалистом в своем деле с большим опытом летной работы. При расследовании этой катастрофы на экипаж грешить никто не стал - повода не было.

«Трагедия 1981 года, бесспорно, обезглавила тогда командование ТОФ, в том числе и крупных соединений надводных и подводных сил флота, но управляемость не была потеряна, - говорит Александр Зимовский. - Уже в феврале к исполнению обязанностей командующего приступил адмирал Владимир Сидоров. Впоследствии ТОФ возглавляли выдающиеся военачальники - адмиралы Геннадий Хватов, Георгий Гуринов, Игорь Хмельнов, Владимир Куроедов, ставший в последствии главкомом ВМФ, ряд других адмиралов, заканчивая нынешним командующим адмиралом Сергеем Авакянцем. Не были нарушены и традиции высокой боеготовности Тихоокеанского флота, чьи корабли бороздят моря и океаны по всему миру. Достаточно вспомнить легендарное имя крейсера "Варяг" - ныне это имя носит ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант", который наравне с другими кораблями является гордостью ТОФ. Остались только горечь утрат и память о погибших в той катастрофе».

В память о погибших флотских военачальниках вчера, 7 февраля, состоялась уже традиционная панихида в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, где висит мемориальная доска с их именами. Вспоминали погибших и во Владивостоке, где в прошлом году был открыт памятник в честь командования ТОФ, и во всех городах России, где они родились. А 18 февраля у мемориала тихоокеанцам на Серафимовском кладбище после окончания сборов руководящего состава ВМФ РФ состоится церемония отдания воинских почестей погибшим в авиакатастрофе.

В феврале 1981 года в окрестностях города Пушкин Ленинградской области произошла страшная авиакатастрофа: разбился следовавший рейсом в Хабаровск и Владивосток самолет Ту-104, на борту которого находилось высшее командование Тихоокеанского флота во главе с адмиралом Эмилем Спиридоновым. Что стало причиной трагедии?

Роковой сбор

В те февральские дни 1981 года в Ленинграде собрался командный состав всех флотов страны, включая Тихоокеанский (ТОФ). Перед флотоводцами стояла цель провести командно-штабные учения.

Мероприятия длились около недели, итоги подвели 7 февраля. Лучшим стало командование Тихоокеанского флота. В тот же день моряки засобирались обратно на Дальний Восток.

В 16:02, в условиях снегопада, Ту-104 с адмиралами на борту вышел на взлетно-посадочную полосу, начал набирать высоту и оторвался от земли. Спустя восемь секунд, самолет достиг высоты 50 метров, затем машина резко накренилась вниз и ударилась о землю. Последнее, что смогли разобрать во время расшифровки черных ящиков, был истошный крик штурмана: «Куда!».

Последовавший после падения взрыв не оставил ни единого шанса выжить шести членам экипажа и 44 высокопоставленным пассажирам. Среди них были командующий Тихоокеанским флотом адмирал Эмиль Спиридонов, глава политического управления ТОФ вице-адмирал Владимир Сабанеев, командующие флотилиями, начальник штаба, командующий морской авиацией и другие высшие офицерские чины. Погибли 16 адмиралов и генералов, а также капитаны первого, второго и третьего рангов.

Рядом с местом катастрофы спасатели обнаружили единственного выжившего после падения – старшего лейтенанта Валентина Зубарева. Однако офицер скончался по дороге в больницу.

Обезглавленный флот

После катастрофы Тихоокеанский флот СССР по сути оказался без руководства, что грозило параличом управляемости и координации столь огромной структуры и, как следствие, резким снижением уровня боеспособности. Высшее военное руководство страны привело соединения флота в повышенную боевую готовность и лихорадочно назначило на освободившиеся должности офицеров рангом ниже.

Расследование катастрофы курировал лично министр обороны СССР маршал Дмитрий Устинов. С самого начала следствия созданная госкомиссия рассматривала вариант диверсии возможного противника. Также возникло предположение, что случившееся – террористический акт, который мог организовать одиночка.

Вариант диверсии рассматривался особенно тщательно. Тому способствовала непростая внешнеполитическая обстановка: пару лет назад завершилась Китайско-вьетнамская война. Не последнюю роль в поражении Пекина сыграл Тихоокеанский флот, который поставлял помощь вьетнацам.

Не снижался уровень напряженности и в отношениях с США. К тому моменту СССР уже вел войну в Афганистане. Тогда в Вашингтоне рассматривали возможность доставки подразделений морской пехоты в районы Индийского моря с последующим броском в Афганистан. Помешать таким планам мог только ТОФ.

Трагическая халатность

Но версия внешнего вмешательства быстро отпала, когда выяснились реальные обстоятельства рокового полета. Незадолго до катастрофы командир экипажа Ту-104 подполковник Анатолий Инюшин обращался в политотдел Тихоокеанского флота с просьбой обратить внимание на нарушения, которые совершает высший офицерский состав ТОФ. Однако настойчивые просьбы летчика были прогнорированы.

В итоге, выяснили следователи, готовящийся к взлету самолет оказался под завязку набит дефицитными товарами, бытовой техникой, тяжелыми рулонами бумаги и даже массивными сейфами с секретными документами. По мнению комиссии по расследованию, при разбеге самолета незакрепленный груз сместился в хвост машины, что и привело к потере ее устойчивости в воздухе и падению на землю.

В пользу этой версии говорят показания одного из очевидцев. По его словам, хвост самолета резко ушел вниз, сама машина приняла в воздухе форму «креста» а затем в вертикальном положении рухнула на землю.

Погибших флотоводцев похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде. В последний пусть адмиралов провожал весь город на Неве.