Маркировка стропов. Стальные стропы – надежные и прочные подъемные приспособления Маркировка стропов из стальных канатов

Канатные и цепные стропы должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием:

· порядкового номера стропа по системе ну­мерации завода-изготовителя;

· грузоподъемности стропа в тоннах;

· даты испытаний (месяц, год).

Также рекомендуется указывать наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак. В отдельных случаях изготовители указыва­ют дополнительную информацию: обозначение стропа, длину и т. п. На рис. 3.11 показано, как могут выглядеть бир­ки стропов.

На ветвевых стропах (см. рис. 3.10) бирку 1 крепят к навесному зве­ну. Встречаются ветвевые стропы, у которых маркировочное клеймо нанесено на навесном звене, а бирка отсутствует. На универсальных стропах бирка может быть закреплена в заплетке, клеймо может быть выбито на опрессовочной втулке.

Каких типов изготавливаются текстильные стропы?

В соответствии с РД 24-СЗК-01-01 изготавливают текстильные стро­пы следующих типов.

1. Ветвевые (рис. 3.12, а):

· 1СТ (одноветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
0,5... 12,5 т;

· 2СТ (двухветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
0,5... 15 т;

· ЗСТ (трехветвевой строп текстильный) - грузоподъемность 1... 20 т;

· 4СТ (четырехветвевой строп текстильный) - грузоподъемность
1... 12,5 т.

2. Универсальные (рис. 3.12, б-г):

· СТП (строп текстильный петлевой) - грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТК (строп текстильный кольцевой) - грузоподъемность 0,5... 20 т;

· СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный) - грузоподъемность 1... 100 т.


Рис. 3.11. Бирки стропов

Рис. 3.12. Текстильные стропы:

а - типа 2СТ; б - типа СТП; в - типа СТК; г - типа СТКк; 1 - ветвь текстиль­ная; 2 - кожух; 3 - волокна; 4 - этикетка

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных во­локон 3, заключенных в защитный кожух (рукав) 2. Кроме перечис­ленных наиболее распространенных типов изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Что должно быть указано на этикетке текстильного стропа?

На каждый текстильный строп (см. рис. 3.12, в) пришивается этикет­ка (бирка) 4, на которой указывают сведения, необходимые при его эк­сплуатации:

· обозначение стропа;

· товарный знак предприятия-изготовителя;

· название материала, из которого строп изготовлен;

· грузоподъемность стропа при использовании основных способов
строповки;



· рабочая длина;

· дата испытания;

· номер стропа.

С каким коэффициентом запаса прочности изготавливают стропы?

Коэффициент запаса прочности - это отношение разрывной нагруз­ки каната (цепи) к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он показыва­ет, во сколько раз натяжение ветви стропа должно быть меньше разрывной нагрузки каната (цепи), из которого строп изготовлен.

Стропы из стальных канатов должны изготавливаться с коэффициен­том запаса прочности не менее 6 (шестикратный запас прочности).

Цепные стропы должны изготавливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 4.

Стропы из растительных и синтетических волокон должны изготав­ливаться с коэффициентом запаса прочности не менее 8.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на то, что стропы рассчитаны с запасом прочности, недопустимо превышать грузоподъемность стропа, указанную на бирке.

Условное обозначение канатных стропов:
Строп УСК1, СКП 1т / 2м , где
УСК1, СКП – строп канатный петлевой (универсальный строп канатный тип 1)
– грузоподъемность в тоннах
– длина канатного стропа в метрах

В нижеприведенном модуле подбора стропов, пожалуйста выберите тип канатного стропа, его грузоподъемность, требуемую длину стропа, а затем нажмите на кнопку "ПОДОБРАТЬ".

Тип стропа -- выбрать -- Петлевые (УСК1, СКП) Кольцевые (УСК2, СКК) Ветви (ВК) Четырёхветвевые (4СК) Двухветвевые (2СК) Одноветвевые (1СК)
Грузоподъемность стропа, т 0.32 0.5 1 1.6 2 2.5 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 32 40 50 0.63 1 1.6 2 2.5 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 32 40 50 0.32 0.4 0.5 0.63 0.8 1 1.25 1.6 2 2.5 2.8 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 1 2 3.2 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 32 40 50 1 1.6 2 2.5 3.2 4 5 6.3 8 10 12.5 16 20 25 0.5 0.8 1 1.25 1.6 2.5 3.2 5 6.3 8 10 12.5 16 20 2.5 4.3 6.7 11.2 17 1.6 3.2 5.3 8 11.2 1.12 2 3.15 5.3 8 11.2 2.24 4 6.3 10.6 16 22.4 1.12 2 3.15 5.3 8 11.2 0.5 1 1.5 2 3 4 6 8 10 12.5 0.5 1 1.5 2 2.5 3 4 6 8 10 12.5 15 1 2 3 4 6 8 10 15 20 1 2 4 5 6 8 10 12.5 0.5 1 2 3 4 5 6 8 10 12.5 15 0.5 1 2 3 4 5 6 8 10 12.5 15 1 2 3 4 5 6 8 10 15 20 25 30 32 35 40 50 60 80 100 -- выбрать --
Длина стропа, м -- выбрать --

Результат подбора:

Металлические канатные стропы (чалки) – один из самых надежных видов стропов. Канатные стропы устойчивы к резким нагрузкам и позволяют поднимать грузы достаточно большого веса. Для поднятия объемных грузов применяются ветвевые канатные стропы (состоящие из нескольких канатных ветвей, закрепленных на общем звене). Такие стропы позволяют зацепить груз за несколько точек и осуществить его подъем максимально безопасно и эффективно.

Стальным канатным cтропам присущи высокая грузоподъемность и гибкость. Они менее трудоемки в изготовлении, чем другие виды стропов, а также достаточно надежны. Разрушение каната происходит постепенно, что позволяет отслеживать его состояние и своевременно выбраковывать. По сравнению с другими материалами прочность стальных канатных стропов наибольшая, дефекты на них легче обнаружить, а потому их чаще используют для подъема тяжелых ответственных грузов.

Стропы изготавливают одноветвевые или многоветвевые (так называемые "пауки") со звеньями для навески на крюк крана или присоединения груза, а также кольцевые и петлевые в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза. При изготовлении ветвей стропов концы канатов необходимо опрессовывать алюминиевой втулкой или заделывать заплеткой. Заделка концов каната универсальных стропов выполняется только заплеткой с последующей обмоткой заплетенных участков отожженной стальной проволокой.

Типы канатных стропов

Стропы канатные петлевые (УСК1, СКП): Универсальный строп канатный (УСК1) или строп канатный петлевой (СКП) представляет собой самый распространенный тип канатных стальных строп. Эти стропы иногда еще называют "чалка" или "удавка". Стропы УСК1 (СКП) предназначаются для непосредственного контакта с грузом и крановым крюком. Данные стропы также производятся как из обычного, так и из оцинкованного каната. Примеры возможных обозначений: строп УСК1-0.5/1000; строп УСК1-1.0/1500; строп УСК1-1.0/2000; строп УСК1-2.0/2000; строп УСК1-3.2/3000; строп УСК1-3.2/4000.

Стропы канатные кольцевые (УСК2, СКК): Кольцевые канатные стальные стропы СКК (УСК2) применяются аналогично петлевым стропам. Но, в отличие от СКП, канатный кольцевой строп СКК при равной с петлевым стропом грузоподъемности имеет вдвое меньший диаметр каната. Такие канатные стропы производятся из обычного или из оцинкованного каната. Примеры возможных обозначений: строп УСК2-1.6/2500; строп СКК-2.0/2000; строп УСК2-3.2/5000; строп УСК2-4.0/2500; строп СКК-6.3/8000; строп УСК1-12.5/10000; строп УСК1-40/8000.

Ветвь канатная (ВК): Ветвь канатная (ВК), как правило, изготавливается в двух исполнениях: коуш-коуш и коуш-крюк. В последнем случае стальной строп является конструкционным элементом для канатных стропов типа 4СК, 2СК и т.п. Канатная ветвь (ВК) может заменить поврежденную ветвь стропа или использоваться абсолютно самостоятельно. Такие металлические канатные стропы производятся из обычного или из оцинкованного каната. Примеры возможных обозначений: строп ВК-3.2/2000; строп ВК-8.0/4000.

Стропы канатные четырехветвевые (4СК): Стропы канатные четырехветвевые 4СК – это стальные стропы, представляющие собой четыре канатные ветви (ВК), соединенные разборным звеном типа Рт. Стропы 4СК используются для подъема и перемещения различных типов грузов за несколько точек, включая трубы и контейнеры. Доступно исполнение стропа как из "черного" так и из оцинкованного стального каната. Строп 4СК часто называют "паук". Примеры возможных обозначений: строп 4СК-3.2/6000; строп 4СК-5.0/3000; строп 4СК-10/4000; строп 4СК-10/5; строп 4СК-12.5/5000; строп 4СК-16/8.

Стропы канатные двухветвевые (2СК): Канатные стропы 2СК аналогичны по конструкции и использованию со стропами 4СК, только состоят они не из четырех, а из двух канатных ветвей. Так же как и стропы стальные 4СК, стропы 2СК предназначаются для непосредственного навешивания на крановый крюк. Двухветвевые канатные стропы этого типа обычно производятся из "черного" каната, но, по желанию заказчика, изготавливаются и из оцинкованного. Примеры возможных обозначений: строп 2СК-2.0/2000; строп 2СК-3.2/4; строп 2СК-10/5000; строп 2СК-12.5/6; строп 2СК-16/8000.

Стропы канатные одноветвевые (1СК): Одноветвевые канатные стропы 1СК – это простейший вариант стальных канатных строп. Строп 1СК состоит из следующих конструкционных элементов: овального звена (как правило, типа Ов), канатной ветви, и грузоподъемного захвата. В качестве последнего обычно используется чалочный крюк или такелажная скоба. Канатные одноветвевые стропы применяются так же, как и все прочие металлические ветвевые канатные стропы (4СК, 2СК). Примеры возможных обозначений: строп 1СК-1.6/2500; строп 1СК-2.5/3; строп 1СК-5.0/4000; строп 1СК-8/6; строп 1СК-20/8000.

06.11.2015 На сегодняшний день стропы (текстильные, канатные, цепные) используются повсеместно и известно множество конструкций стропов, применяемых в соответствии с назначением и характером грузов. Каждый вид стропов имеет свои особенности устройства и эксплуатации, им свойственны определённые достоинства. Но маркировка строп обязательна для всех разновидностей, а при её отсутствии применение стропа для подъёма любых грузов категорически запрещено.
В любых ситуациях пренебрегать вопросами контроля наличия маркировки строп не стоит. Ведь её наличие оговорено требованиями ГОСТ, ПУБЭГК и является гарантией безопасности персонала, обслуживающего грузоподъёмные механизмы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Маркировка канатных и цепных строп наносится ударным способом на маркировочных бирках, вырезанных из стального листа около одного миллиметра толщиной, вплетённых в строп или подвешенных к нему на металлическом крепёжном кольце.
Маркировочные данные включают в себя сведения о наименовании предприятия, изготовившего строп (с нанесением его товарного знака), номер стропа по заводской классификации, его грузоподъёмность в тоннах. Кроме этого, в обязательном порядке наносится месяц и год проведения испытания стропа (дата).
Именно маркировка изделия дает возможность его идентификации без лишних усилий. Хотя на некоторых видах стропов есть дополнительные признаки, по которым можно определить пригодность к применению того или иного изделия, но информация на маркировочной бирке содержит полную информацию о изделии. В случае утраты маркировочной бирки и отсутствии вышеуказанной информации на звене стропа, строп из эксплуатации изымается.

Нормативные документы

ГОСТ 25573-82:

7.1. Каждый строп должен быть снабжен клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой, на которой указывают:

Наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- грузоподъемность стропа;
- дату испытания (месяц, год).

РД 24-СЗК-01- 01:

7.1. Каждый строп должен быть снабжен маркировочной биркой, на которой указывают:

Товарный знак предприятия-изготовителя, адрес;
- тип, условное обозначение стропа;
- грузоподъемность стропа в зависимости от способов строповки;
- длина;
- дата изготовления;
- порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- обозначение технических условий или стандарта, по которому изготовлен строп.

Надписи могут располагаться по обе стороны бирки.
7.2. Маркировка наносится несмываемой краской на специальную бирку, изготовленную из прочной ткани и обработанную защитным составом. Цвет маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией, должен отличаться от цвета материала бирки и быть отчетливо виден во время использования стропа. В основном для маркировки светлой бирки выбираются темные цвета (черный, синий, зеленый, красный). В отдельных случаях для темных бирок в качестве маркировочного может применяться белый цвет. Допускается маркировать текстильные стропы несмываемой краской непосредственно на ленте стропа в местах, наименее подверженных истиранию. Размеры маркировки и способ нанесения должны обеспечивать сохранность и читаемость надписи до конца эксплуатации стропа.
7.3. Размеры бирки и ее расположение должны соответствовать рабочей конструкторской документации.

Материал бирок

При изготовлении канатных и цепных стропов для маркировки используют металлические бирки. Это штампованные изделия из легированной стали. Нанесение информации производится ударным или ударно-точечным методом.


Для маркировки текстильных ленточных и круглопрядных стропов металлические бирки не используются, так как могут повредить стопы при эксплуатации. Альтернативой стали бирки из винила. Информация наносится методом термопечати с использованием нестираемых чернил.

Место размещения бирок

Для каждого из видов стропов есть общие и специфические места крепления бирок, связанные с особенностями их изготовления.
При формировании петель канатных стропов методом заплетки бирку нанизывают на одну из прядей каната, таким образом бирка вплетается в тело стропа.


При изготовлении канатных стропов методом опрессовки, бирки нанизывают на канат меньшего диаметра и далее формируют петлю с биркой.


На цепных стропах бирка крепится при помощи хомута к подвесному звену, либо к первому соединительному элементу. Чаще всего бирка располагается на соединительном звене типа LL или скобе, это наиболее удобное место при сборке стропа.


В случае текстильными и круглопрядными стропами, бирка размещается в местах прошивки (сцепления) лент (чехла круглопрядных стропов). При изготовлении петлевых стропов маркировочная бирка располагается в основании петли.


Руководящие документы допускают размещение маркировки и дополнительной информации на теле ленточных стропов.

Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями - это обеспечение их безопасности. В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.

Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Что бывает, когда стропы вовремя не осматриваются

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.
В каком случае канатные стропы подлежат браковке?
  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:

Важно!

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.


Производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы - 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.
подлежат браковке при следующих случаях:
  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3% .
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина - 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов.

Билет № 4

ПРЕДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ БРАКОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ И МАШИН

Элементы Дефекты, при наличии которых элемент выбраковывается
Ходовые колеса кранов и тележек 1. Трещины любых размеров 2. Износ поверхности реборды на величину 50 % и более ее первичной толщины 3. Износ поверхности катания, уменьшающий первоначальный диаметр колеса на 2 % 4. Разность диаметров колес, связанных между собою кинематически, более 0,5 %
Блоки 1. Износ ручья блока более 40 % первоначального радиуса ручья 2. Частичные обломы реборд не более 75 мм на длину
Барабаны 1. Трещины любых размеров 2. Износ ручья барабана по профилю более 2 мм
Крюки 1. Трещины и надрывы на поверхности 2. Износ зева более 10% первичной высоты вертикального сечения крюка 3.Увеличение размера зева крюка более 12 % первоначального размера
Шкивы тормозные 1. Трещины и обломы, которые выходят на рабочие и посадочные поверхности 2. Износ рабочей поверхности обода более 25 % первоначальной толщины
Накладки тормозные 1. Трещины и обломы, подходящие к отверстиям под заклепки 2. Износ тормозной накладки по толщине до появления головок заклепок или более 50 % первоначальной толщины

По числу ветвей стропы разделяют:

На канатные одноветвевые, двухветвевые, трехветвевые, четырехветвевые и

универсальные

Цепные одноветвевые, двухветвевые, трехветвевые, четырехветвевые

и универсальные.

Простые стропы применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы - для строповки грузов обвязкой.

Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п

Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных, крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка.



Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых - сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.

  1. Что должен знать обученный и аттестованный стропальщик?

Обученный и имеющий на руках удостоверение стропальщик должен знать:

Установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком

Производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами;

Назначение и конструктивные особенности грузозахватных приспособлений и тары;

Схемы строповки или кантовки грузов;

Способы визуального определения массы груза;

Порядок осмотра и нормы браковки грузозахватных приспособлений, канатов и тары;

Нормы заполнения тары;

Грузоподъемность стропов;

Предельную длину и диаметр стропов;

Технологические карты;

Порядок и габариты складирования грузов;

Назначение и порядок применения стропов, цепей, канатов и других грузозахватных приспособлений;

Меры безопасности и условия производства работ кранами на участке или в цехе;

Технические характеристики обслуживаемых стропальщиком грузоподъемных машин;

Основные требования безопасности при работе грузоподъемных машин вблизи линии электропередачи;

Меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных факторов;

Способы оказания первой помощи пострадавшим на производстве;

Средства индивидуальной и коллективной защиты и порядок их применения;

Расположение рубильника, подающего напряжение на кран с электроприводом.

  1. Виды сигнализации. Порядок применения сигнализации.

Организации эксплуатирующие краны должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком. Рекомендуемая знаковая сигнализация.

При выполнении некоторых видов работ по перемещению грузов машинист крана не

видит стропальщика. В таких случаях ставят сигнальщика в таком месте, откуда видны

стропальщик и машинист крана.

С флажком Без флажка
Сигнал Эскиз Выполнение Эскиз Выполнение
Поднять крюк Правая рука согнута в локте. Флажком, направленным вверх, описывают круговые движения Правая рука согнута в локте ладонью вверх. Прерывистое движе­ние руки вверх перед грудью
Опуст­ить крюк Правая рука согнута в локте. Флажком, направленным вниз, описывают круговые движения Правая рука согнута в локте ладонью вниз. Прерывистое движе­ние руки вниз перед грудью
Повер­нуть стрелу Горизонтально вытя­нутую руку поворачи­вают с флажком на уровне плеча в сто­рону требуемого по­ворота Движение рукой, со­гнутой в локте, гори­зонтально по дуге ладонью по направ­лению требуемого движения
Пере­двинуть грузовую тележку Правая рука согнута в локте с флажком выше плеча, направ­ленным в сторону движения Движение рукой, со­гнутой в локте, ладо­нью по направлению требуемого движения
Пере­двинуть кран Рука согнута в локте на уровне пояса с флажком, направ­ленным в сторону требуемого движения крана Движение вытянутой руки на уровне плеча ладонью по направ­лению требуемого движения
Поднять стрелу Подъем вытянутой руки с флажком из нижнего вертикаль­ного положения Подъем вытянутой руки из нижнего вер­тикального положе­ния ладонью вверх
Опус­тить стрелу Опускание вытянутой руки с флажком из верхнего вертикаль­ного положения Вытянутую руку с раскрытой ладонью вниз опускать из верхнего вертикаль­ного положения
Осто­рожно (немно­го) пе­реме­стить крюк или кран) Флажок в правой руке в положении, как при подаче обычного сигнала, но упирается в ладонь левой руки (сигнал является са­мостоятельным) Кисти поднятых вверх рук обращены ладонями одна к дру­гой на небольшом расстоянии. Сигнал предварительный дается перед пода­чей основного сигна­ла.
Прекра­-тить движе­ние Резкое движение по горизонтали вправо и влево правой рукой, согнутой в локте на уровне пояса Резкое движение по горизонтали вправо и влево правой рукой, согнутой в локте на уровне пояса. Ладонь обращена вниз
Стоп (аварий­ная ос­тановка) Резкое движение по горизонтали вправо и влево согнутыми в локтях руками на уровне пояса. Фла­жок в правой руке Резкое движение по горизонтали вправо и влево согнутыми в локтях руками на уровне пояса. Ладони обращены вниз
  1. Периодическая и внеочередная проверка знаний персонала, обслуживающего краны.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:

Периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

При переходе работника на другое место работы;

По требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора Госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции. Участие инспектора Госгортехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно. Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего персонала оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.