Составление предложений с предлогами для дошкольников. Игры с предлогами. I. Игры с кубиками

Здравствуйте, друзья! Сегодня я приготовила для наших малышей обучающую игру, которая познакомит Вашего ребенка с предлогами, с их значением и научит правильно употреблять их в речи.

Когда ребенок маленький, то его речь умиляет, неумение строить речевые конструкции и не до конца понятое значение слова смешит.

Мы пересказываем родственникам, другим мамам-подругам эти умильные выражения и высказывания.

Но с возрастом, ребенок увереннее оперирует словом, справляется с пониманием его значения употребляет его в нужной форме и по назначению.

Большую роль в составлении правильной конструкции высказывания играют предлоги. Они помогают наблюдать за изменением формы слова.

Соединение предлога и слова дает понимание происходящего процесса, ориентиры для точного употребления при построении фразы.

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, какой предлог использовать в той или иной фразе. Мы уже четко знаем значение каждого из них.

А ребенок еще не знает. Поэтому и получается: «Поехали в на дачу», «Мухи летают под цветами» и т.д.

Предлагаемая игра познакомит ребенка с предлогами, которые часто встречаются, и их значением. Начните с этого. Их всего-то в игре 5: с, у, из, за, над.

Знакомство со значением предлогов лучше начинать с помощью игрушек.

Предлог У отвечает за нахождение одного предмета рядом с другим предметом. Предложите ребенку поставить машинку у кубика или домика.

А теперь попросите его поставить машинку за домиком. Вот ребенок понял значение предлога ЗА, отвечающего за нахождение предмета позади другого.

Возьмите зайку и посадите на кубик. Попросите малыша показать, как зайка прыгает с кубика. Это движение игрушки вниз закрепляет понимание значения предлога С.

Возьмите самолетик и попросите показать ребенка, как он летит над кубиком или домиком. Вот и со значением предлога НАД познакомились, когда предмет находится вверху над другим предметом.

Ну, и остался еще один предлог ИЗ, отвечающий за извлекающие движения предмета из чего-либо. Посадите зайку в коробку и попросите вытащить его из нее.

Когда Вы или ребенок совершаете действия с предметами, просите малыша озвучивать действия, объяснять, что он делает.

Так, манипулируя с предметами, рассказывая о своих действиях, ребенок осознает и начинает различать значение того или иного предлога.

Ну, а теперь об игре. Перед Вами игровой набор. В нем восемь листов:

Лист 1 - схемы предлогов. В них наглядно показаны действие, соответствующее использованию того или иного предлога и схематичное изображение этого действия. Этот лист Вам пригодится для обучения и систематизации знаний ребенка.

Листы 2-6 - это карты лото, игровое поле для заполнения его маленькими карточками.

Листы 7-8 - сами маленькие карточки, которые перед игрой нужно разрезать.

Как играть?

Материал игры дает возможность разнообразить ее различными вариантами. Вы сами сможете придумывать свои игры на основе уже имеющихся вариантов. Ваша фантазия Вам многое подскажет.

Какие идеи предложены в игре?

  1. «Подбери карточку».

Положите перед ребенком карту лото. Рассмотрите вместе с ним картинки на маленьких карточках. Предложите малышу найти те карточки, которые подходят к схемам, изображенным на игровом поле. По мере отбора подходящих карточек ребенок заполняет все пустые клетки. Помогите ребенку, если он ошибся. Уточните у него содержание маленькой карточки и укажите на то, что она не соответствует схеме, которую он заполнил.

  1. «Отвечай!»

Перед игроками карты лото. У ведущего маленькие карточки. Показывая карточку игрокам, ведущий задает вопрос в такой форме, чтобы ответ мог предполагать присутствие в нем нужного предлога. Например, «У чего стоит цыпленок?», «С чего падает яблоко?» Добивайтесь полного ответа на вопрос: «Цыпленок стоит у лужи», «Яблоко падает с ветки». Если ответ составлен правильно, то игрок забирает карточку и закрывает ею соответствующее поле. Победитель оценивается не только по заполненным полям, но точным ответам.

  1. «Четвертый лишний»

Игровым материалом являются только маленькие карточки. Взрослый создает несколько групп карточек. Их можно заготовить заранее, перед игрой. В одну группу входят три карточки с одним предлогом, а четвертая - с другим. Раскладываете перед ребенком карточки одной группы. Предлагаете ему найти лишнюю и объяснить свой выбор.

  1. «Подбери к схеме»

Взрослый выкладывает перед ребенком три маленькие карточки на разные предлоги. И предлагает подобрать к схеме подходящую карточку.

  1. «Кто самый быстрый?»

Количество участников игры - 2-3 человека. У них по одной большой карте. Перед игроками лежат все маленькие карточки. Задача - отобрать все карточки в соответствии со своей схемой. По сигналу дети начинают заполнять клетки игрового поля маленькими карточками. Кто быстрее всех справится с заданием, побеждает.

  1. «Опиши!»

а) Отберите карточки с одним предлогом. Предложите ребенку описать действия на картинке. Не забывайте, что ребенок должен составить полное предложение с использованием предлога.

Предлоги в стихах, картинках и играх для детей : материалы для речевых игр и занятий с детьми дошкольного возраста.

Предлоги в стихах, картинках, заданиях и играх для детей.

По данным исследований, предлоги появляются в речи детей позже, чем другие части речи. Сначала дети начинают употреблять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы, затем – метоимения, наречия, числительные. И только после них – предлоги. Первые предлоги появляются у детей на третьем году жизни – в возрасте 2 лет 3 месяцев – 2 лет 6 месяцев (А.Н. Гвоздев).

Сначала малыши начинают использовать предлоги «у», «с», «из» («из дома», «с папой», «у окна». Затем – в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 3 лет появляются слова «для», «после», «через», «под».

На пятом году жизни (данные Г.М. Ляминой) дети наиболее активно используют в быту предлоги «у», «в», «на», «с». В этом в возрасте редко употребляются предлоги, обозначающие точное местонахождение предмета («над», «между», «через», «до»). И практически не используются детьми пятого года жизни в повседневном общении предлоги «под», «перед», «около», «о». Дети в обычном общении в быту вместо предлогов предпочитают использовать словами «там», «тут» (наречиями места).

В возрасте 5-7 лет ребенок пользуется уже большим количеством разнообразных предлогов, правильно употребляя их в своей речи: на, в, за, под, к, от, по, около, из, с, над, из-за, из-под, через, между. Дети знают, что предлог – это отдельное слово. И могут посчитать, сколько слов в предложении с предлогом и выложить палочками схему предложения. Одна палочка – это одно слово. Например, в предложении «Мы идем в лес» — 4 слова. Соответственно, схема этого предложения будет выглядеть как ряд из 4 палочек, и дети в 6 лет уже понимают, что «в» — это отдельное слово в предложении

Освоение предлогов не так просто для детей, как это может показаться. Малыши часто пропускают предлоги в своей речи или путают их, допуская речевые ошибки. В занимательных речевых играх и игровых речевых упражнениях можно помочь малышам освоить предлоги и научиться точно и правильно, без ошибок употреблять их в своей речи.

Игры с предлогами для детей.

Перед тем, как проводить речевые игры с предлогами нужно выяснить, какие предлоги уже использует Ваш малыш и правильно ли он их употребляет.

Шаг первый.

Вам понадобится: мягкая игрушка – собачка, кошка, попугай или другой персонаж, который любит играть в прятки.

Пусть игрушка прячется в разных местах комнаты, а ребенок ищет, где она спряталась и называет ее местонахождение словами. Например: «Собачка в шкафу! А сейчас она под столом! На столе! За диваном! У окна! Между куклой и мишкой на полке!» В этой игре мы можем определить, правильно ли ребенок употребляет предлоги в своей речи.

Если Вы играете с игрушкой – кошкой, то используйте стихотворение — считалочку Н. Пикулевой:

Слышу, слышу, слышу, слышу,
Кто потопал и куда!
Кошка прыгнула на крышу
И пропала без следа!
Раз-два-три, четыре, пять,
Я иду её искать!

Пока говорятся слова считалочки, Вы прячете игрушку. На слова «я иду искать» ребенок открывает глаза и отправляется на поиски. Выигрыш присуждается, если малыш не просто нашел игрушку, но и назвал, где она пряталась. Если малышу трудно и он не справляется с заданием, то подскажите ему правильный ответ, при этом отметив для себя, что данный предлог еще не усвоен ребенком. В любом случае игра должна доставлять радость!

Очень важно, чтобы данная игра велась от лица игрушки – чтобы именно игрушка попросила поиграть с ней в прятки. Именно она задавала вопросы малышу и хвалила его, а в случае необходимости поправляла: «Где я спрятался? Назови! Точно, отгадал! Или: А вот и не отгадал. А не НА стуле была, а ЗА стулом!»

Шаг второй.

Вам понадобится: ящик или коробка (в которую можно положить игрушки), а также несколько игрушек.

Сначала вместе с ребенком договоритесь, где можно прятать игрушки в этой игре – проведите «тренировку». Попросите ребенка спрятать игрушку в коробку, на коробку, под коробку, за коробку, у (около) коробки, между коробкой и мишкой, перед коробкой. Так Вы проверите, понимает ли малыш значения разных предлогов, не путает ли он их.

Затем предложите малышу спрятать игрушку от Вас в одном из мест, которые Вы уже определили вместе с ним. А Вы будете отгадывать, где она.

Отвернитесь от ребенка, дайте ему время спрятать игрушку и задайте вопросы: «Собачка на коробке? Под коробкой? У коробки? За коробкой? В коробке?». Когда ребенок радостно скажет в подтверждении Вашей отгадки «Да, собачка … (например, в коробке)» повернитесь и проверьте, действительно ли игрушка в коробке. Если допущена ошибка, то исправьте – «Ой, собачки нет в коробке. Где же она? Вот она! За коробкой! Посади собачку в коробку, а теперь – за коробку. Где она сейчас спряталась? Правильно, за коробкой!»

Если ребенку 4-6 лет, то предложите ему спрятать от Вас несколько игрушек в разные места (в коробку, у коробки, за коробкой, под коробкой, на коробку и т.д.) и попробуйте отгадать, где что лежит. Затем повернитесь и вместе с малышом опишите правильное место расположения предметов: «Уточка в коробке. Бегемотик – за коробкой. Машинка – перед коробкой. Собачка – на коробке. Змейка – под коробкой». Посчитайте, сколько очков Вы получили в игре (1 очко – это одна отгадка). Потом поменяйтесь ролями.

В этой игре Вы сможете понять, насколько точно, правильно, свободно Ваш малыш употребляет предлоги и в чем ему нужна Ваша помощь.

Если ребенок неправильно употребляет предлоги, то нужно ему помочь серией увлекательных речевых игр, которые помогут уточнить и закрепить значения разных предлогов. Выберите игры из списка ниже в соответствии с теми проблемами, которые есть именно у Вашего ребенка (какие предлоги им не освоены).

Как проводить игры с предлогами?

Если ребенок путается во всех предлогах, то лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.

Этап 1 – игры с предлогами на, в, под, около – Вы их найдете в статье

Этап 2 – игры с предлогами между, за, перед – серию обучающих игр Вы можете прочитать в статье

Этап 3 – это речевые игры – путаницы с разными предлогами из этой статьи. К этим играм следует переходить тогда, когда ребенок уже знаком с предлогами и активно употребляет их в своей речи, но еще допускает ошибки.

Если ребенок достаточно хорошо освоил предлоги на, в, под, около, между, за, перед, то можно сразу же переходить к третьему этапу – то есть к играм из этой статьи.

Эффективнее всего малышами осваиваются предлоги в активных действиях самого ребенка (в таких заданиях, как спрятать, показать действие, найти), а не в занятиях по книжкам («покажи, где …»). Это означает, что малыш скорее усвоит предлог «на», посадив игрушечную собачку на будку, чем рассматривая картинку в книжке, на которой собачка сидит на будке. Путь здесь такой:

  • от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
  • к рассматриванию картинок (где? назови)
  • к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.

Буквально несколько активных речевых игр могут принести намного больше пользы в занятиях с трехлетним ребенком, чем долгое штудирование с ребенком книжки о предлогах. Ведь ребенок лучше всего познает мир и развивается, играя и активно действуя сам!

Игры с предлогами: идеи для занятий с дошкольниками.

Игра с предлогами «Живые картинки».

Одно из любимых упражнений детей с предлогами – это «живые картинки». Игра может проводиться в двух вариантах:

А) Дети (ребенок) разыгрывают сценки – пантомимы, изображая действия Ведущий отгадывает, что это за действие (ты поливаешь цветы ИЗ лейки, ты положил ложку НА стол, ты спрятал что-то ПОД стол и т.д.) Потом они меняются ролями в игре. Можно разыгрывать как отдельные действия, так и целостные сюжеты.

Б) Картинка – иллюстрация рассказа или стихотворения выкладывается ребенком на магнитной доске, фланелеграфе или коврографе. Можно инсценировать ситуации на столе с помощью реальных предметов под строчки стихов или небылиц. Ребенок выкладывает изображения – «живые картинки» в соответствии с текстом стихотворения или рассказа.

Предлоги в стихах и играх с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Стихи с предлогами для детей 3-4 лет. З. Александрова. Что взяла – клади на место!

Прочитайте стихотворение З. Александровой и предложите ребенку разыграть его с помощью реальных предметов и игрушек – кукольной обуви и кроватки, настоящей кружки, буфета, подушки. В соответствии с текстом стихотворения малышу нужно будет разместить предметы.

Можно провести игру и так, чтобы задания из стихотворения выполняла кукла Оля, а потом малыш исправил ее ошибки и помог кукле справиться с заданиями мамы.

Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.

Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД кровать).

«Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам. (З. Александрова)»

Игра – путаница с предлогами для детей 3-5 лет. А.Валасина. Пирог.

Дети очень любят учиться увлекательно, любят юмор и неожиданные моменты. Именно поэтому я сочинила для речевых занятий с детьми юмористический стишок о предлогах. Это стихотворение – путаница, веселая игра со словами. Попробуйте и Вы поиграть в эту веселую и полезную для развития речи ребенка игру!

Для игры Вам понадобятся игрушки (картинки или предметы): кошка, корзина, картина.

Прочитайте с малышом стихотворение и выложите с помощью предметов или картинок то, о чем рассказал мальчик (по тексту стиховторения). Затем выложите те путаницы, которые у него получились. Спросите ребенка, что перепутал мальчик? Пусть он исправит его ошибки. В конце стихотворения расставьте все вещи на свои места и назовите с ребенком, где они находятся (на стене, под картиной, в корзине, у корзины)

Текст стихотворения:

Как-то раз я ждал гостей — много взрослых и детей.
Вкусный яблочный пирог очень ловко я испёк.
Вытер пыль и пол помыл. И цветы везде полил.
Вот я посмотрел вокруг, сочинились строчки вдруг:
«На стене висит картина, а под ней стоит корзина.
В той корзине кошка спит. Рядом с ней клубок лежит».
Вот и рифма получилась, очень складно всё сложилось.
Чтобы строчки не забыть я решил их повторить:
«У стены стоит картина, а под нею спит корзина.
На стене клубок висит, кошка на клубке лежит».
Ой, слова все заблудились и стихи не получились!
Что ж, придётся мне опять эти строчки повторять:
«На стене висит корзина, а в корзине той картина.
У корзины кошка спит, а под ней клубок лежит».


Что-то перепутал я. Помогите мне, друзья!
Вместе будем мы опять эти строчки повторять:
« На стене висит…(картина). А под ней стоит …(корзина).
В той корзине кошка спит. Рядом с ней…(клубок лежит)».
Вот теперь порядок полный! Ждёт всех нас пирог огромный!

Рассмотрите картинки и найдите на них путаницы – небылицы. Назовите вместе с ребенком, где находятся предметы и где они должны быть нарисованы.

Игра с предлогами для малышей. «Курочка и цыплята».

Для игры Вам понадобятся игрушки или картинки: курочка и цыплята. Аналогичную игру можно провести и с другими игрушками – например, коза и козлята, кошка и котята, утка и утята, овечка и ягнята (в зависимости от того, что есть у Вас дома).

Прочитайте ребенку стишок (или спойте песенку):

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Предложите ребенку закрыть глаза, а Вы в это время спрячете фигурки цыплят. Используйте для этого те картинки и предметы, которые есть у Вас дома (можно спрятать за книжку, за игрушечное дерево, под кукольной скамеечкой, на машине и т.д.).

Давайте поможем курочке собрать ее деток. Где они спрятались? (попросите малыша найти цыплят и назвать, где они находятся): «Где спрятались цыплята? Правильно, вот один – НА крыльце. А второй? Да, ЗА крыльцом. А третий цыпленок где? Под домом. На пруду. Под кустом. Откуда прибежал цыпленок к маме — курочке? Из-под дома. А этот откуда? Из-за куста. А этот цыпленок где спрятался? На травке у пруда и т.д.»

Речевая игра с предлогом «за». Отгадай, кто спрятался за домом?

Еще одно стихотворение, которое замечательно подходит для закрепления правильного употребления в речи детей предлога «за» — спрятались за домом (за кустом, за машиной, за забором и другие варианты).

Мы сейчас играем в прятки,
А в игре одни загадки.
Не могу найти я Сашу,
Настю, Диму и Наташу.
Никого нет за кустом,
За крыльцом и за столбом.
Мне немножечко обидно,
Что друзей совсем не видно.
Где теперь ребят искать?
Обойду весь двор опять.
Чьи же ноги за машиной?
Там присели Настя с Димой.
Сашу где искать с Наташей?
Вот они, в подъезде нашем.
Не скажу я даже вам,
Куда спрячусь после сам. (В. Пузырев)

После чтения стихотворения поиграйте с детьми в игру «Отгадай, кто спрятался за домом» (за деревом, за кустом и т.д.). Для этого возьмите картинку, изображающую дом, и картинки разных зверюшек и птиц. Прячьте по очереди картинки зверюшек и птиц за силуэтом дома так, чтобы была видна только одна часть изображения живоного. По этой части дети пытаются догадаться, кто спрятался за домом.

Аналогично можно провести игру «Отгадай, кто спрятался за кустом , (за забором, за деревом)»

Пример картинок для такой игры Вы найдете

Предлоги в играх и стихах с детьми старшего дошкольного возраста

(5-7 лет)

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. М. Яснов. Предлоги

Это юмористическое стихотворение лучше всего инсценировать с группой детей. Но если Вы занимаетесь с одним малышом, то можно использовать картинки и располагать их на доске или на листе бумаги в соответствии с текстом стихотворения. Либо разыграть сценку с игрушками на столе.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулек.
А над скамьей сидел скворец,
А под - лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над , в листве,
Глядели на того, кто на , -
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулек
И вынул пирожок.
Часть бросил над, часть кинул под,
А остальное - в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один - клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у .

Так теплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулек
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед -
И вперед! (Михаил Яснов)

Шаг 1. Прочитайте стихотворение целиком и предложите поиграть в него – сделать «живые картинки».

Шаг 2. Перечитайте первые два четверостишия и попросите малыша выложить картинку (прохожий на скамье, в его руках кулек, над скамьей на дереве скворец, под скамьей собака)

Шаг 4. Прочитайте последнее четверостишие и спросите малыша, отгадал ли он, кто это такие и что они делают. Кто «полетел по – над»? По – это по чему? (по небу) Над – это над чем? (над листвой, над деревьями) Кто полез из-под? Из-под чего он вылез? (из-под скамейки) С кем он побежал? За кем? Перед кем?» (перед прохожим). Разыграйте сценку с игрушками.

Шаг 5. Расскажите эту историю своими словами вместе с малышом, разыграв мини-спектакль — импровизацию. Помогайте ребенку началом фраз: «Однажды прохожий…. Он сел.. (куда?). Его бульдог… (что сделал?) и так далее»

Стихи с предлогами для детей 5-7 лет. У куста растет ромашка. Развиваем словотворчество и сочиняем небылицы – стихи с предлогами вместе с детьми.

Это стихотворение легко инсценировать с ребенком.

Идеи для этой игры с предлогами:

Вариант 1. Вырежете из бумаги простые силуэты — ромашку, букашку, куст, пташку, рубашку, речку, мост.

Вариант 2. Речкой может быть синяя атласная ленточка или полоса бумаги. Мостом – кирпичик из строительного набора. Кустом – зеленый полуовал из картона. Букашкой может стать красный маленький кружок, пташкой – серый овал среднего размера. Рубашкой – силуэт из бумаги в форме буквы Т. Используйте предметы – заместители, развивающие воображение малышей. И выложите картинку в соответствии с текстом стихотворения.

У куста растёт ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.

Почему? Да потому!
Потому что за кустом —
Возле речки, за мостом —
Сохнет мокрый рыболов,
Без рубашки, без штанов.
Дома удочку забыл
И руками рыб ловил.
Так увлёкся, что споткнулся,
У реки в тоске сидит,
Сохнет, мёрзнет и грустит.

Поиграйте затем в небылицы – придумывайте необычные строчки с предлогами, которые малыш будет инсценировать – выкладывать из картинок в соответствии со значением предлога.

Здесь очень важно, что ребенок при выкладывании картинок будет ориентироваться именно на значение предлогов, а не на жизненную привычную логику. Это более трудная задача.

Варианты наших с детьми путаниц – небылиц по этому стихотворению для «живых картинок»:

Небылица – путаница с предлогами 1.

У куста летает пташка.
На кусте растет ромашка.
У реки сидит букашка.
На мосту висит рубашка.

Небылица – путаница с предлогами 2.

Под мостом висит рубашка,
На мосту растет ромашка.
За кустом сидит букашка,
Над кустом летает пташка.

Небылица – путаница с предлогами 3.

На кусте растут букашки,
Под мостом растут ромашки,
У реки летает пташка,
А в реке живет букашка.

Обычно дети в 4-5 лет охотно сочиняют в продолжение этой игры свои небылицы с предлогами. Например,

На сосне живет рубашка,
Под сосной висит букашка,
У сосны летает пташка
А в сосне растет ромашка!

Поощряйте такую игру детей со словами. Она свидетельствует о развитии языкового чутья у ребенка, помогает ему экспериментировать со словами, звуками, слогами, развивает его языковые и творческие способности. Записывайте небылицы – перевертыши и другие сочинения малышей. Дошкольный возраст – возраст лингвистической одаренности! Но он так быстро проходит! Используйте его возможности на 100%!

Игра с предлогами для детей 5-7 лет. «Котята».

Вам понадобятся: картинки «котята» (5 штук) или игрушечные котята (5 штук)

Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его спрятать котяток (куда котята спрятались, малыш узнает из стиха). Затем спросите, откуда выбежал Снежок? (из сапожка) А Мурзик откуда выпрыгнул? (Из корзинки). Матрешка откуда спрыгнула? А Василинка? А откуда выбежал Гришка? (Из шкафа).

Предложите малышу придумать новые места в комнате, куда он спрятал бы котят и назвать (за шкафом, между столом и креслом, под диваном и т.д.)

Затем сыграйте с ребенком в прятки. Пусть ребенок спрячет котят, а Вы будете отгадывать и называть, где они находятся. Затем поменяйтесь ролями. Обязательное правило в игре – называть место, где находится котенок, словами. Только в этом случае считается, что котенок найден и можно поменяться ролями.

Стихотворение к игре с предлогами «Котята»

Как-то раз одни котятки
Поиграть решили в прятки :
Первый прыгнул в сапожок —
Котик маленький Снежок.
Мурзик спрятался в корзинке,
А под столик Василинка.
С синим бантиком Матрёшка
Притаилась у окошка.
Ну, а самый шустрый Гришка
В шкаф забрался, шалунишка!
Вот как малые котятки
Поиграть решили в прятки.
Очень долго их искали,
Только где они, не знали,
Лишь потом, к молочной миске
Прибежали быстро киски.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вот и в сборе все опять! (Е. Горева)

Игра с предлогами «Прятки в лесу».

Это стихотворение очень хорошо подходит для инсценировки с группой детей старшего дошкольного возраста или для разыгрывания в театре игрушек или театре картинок. В нем встречаются предлоги «в», «за», «на», «до», «под». После инсценировки можно придумать новые места, в которые могли спрятаться лесные жители и назвать их (в берлоге, в дупле, под пнем, на ветке и т.д.)

Расскажу я вам, ребятки,
Как играли звери в прятки.
Собрались они в лесочке.
Кто попрятался за кочки,
Кто на дерево залез,
Кто ушел поглубже в лес,
А зеленый крокодил –
Он водил.
К кенгуру скакал сынок,
Добежал и в сумку скок!
Мишка косолапый
Спрятался за папой.
А бобрята, как всегда,
Добежали до пруда
И туда!
Вот жираф-акселерат
Росту своему не рад.
Где ж ему укрыться
С высотой пять тридцать.
Передумал он играть:
«Лучше буду наблюдать.
Мне с такого роста
Все увидеть просто».
Колючие ежата
Спрятались под елку.
Их там совсем не видно,
Они как ель – в иголках,
А крокодил в чащобу
Забраться не захочет.
И вот сидят ежата
И шепотом хохочут.
Обиделся Зеленый,
Под нос себе бормочет,
Что он устал и больше
Играть уже не хочет.
Играть сегодня в прятки
Мне больше нет охоты,
Теперь меня пусть ищут»
И плюхнулся в болото. (А. Прокофьев)

Игра «Как убегала белка от лисы»

В этой речевой игре малыш запоминает дорогу белки и повторяет ее по картинкам, используя предлоги.

Игра с предлогами «Найди ошибку» (для детей 5-7 лет).

Предложите ребенку найти, какие ошибки допустил Незнайка. Придумывая предложения с ошибками, включайте в них типичные ошибки Вашего малыша. Дополняйте эти сложные для ребенка случаи употребления предлогов просто веселыми и легкими примерами, чтобы ребенку нравилось играть в эту речевую игру и чтобы посмеяться вместе с ним. Например,

  • Мы пошли до магазина (мы пошли в магазин)
  • Я сорвал яблоко над дерева (я сорвал яблоко с дерева)
  • Птенчики выпали от гнезда (птенчики выпали из гнезда)
  • Я возьму игрушку у шкафа (я возьму игрушку из шкафа)
  • Кошка прыгнула от стула (кошка прыгнула со стула)

Стихи — загадка с предлогами для детей 6-8 лет.

В 6-7 лет детей знакомят с термином «предлог» и объясняют, что предлоги- это «маленькие слова». Поможет Вам в этом стихотворение:

У дороги кот сидит.
За дорогой дом стоит.
До дороги добегу,
Под дорогой перейду —
Там подземный переход.
От дороги пёс идет.
На дороге – постовой,
Над дорогой – облака.
Шли к дороге мы с тобой
Два часа издалека.
Нам в рассказе о дороге
Очень помогли… (предлоги )


Игры с предлогами всегда очень интересны и занимательны! Желаю Вам и Вашим малышам успехов в овладении родным языком! И еще хочу сказать, что почти все эти игры можно будет проводить и на иностранном языке, когда малыш подрастет.

Одно из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР) – это работа с предлогами.

Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию предлогов у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, уточнение словарного запаса, произношения и обучения грамоте, формирования грамматических средств языка, развития связной речи. Работа над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи по работе с предлогами включают следующие задачи:

  1. Научить понимать и использовать простые и сложные предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (простые предлоги: на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, около, возле; сложные предлоги: из-под, из-за).
  2. Выработать представления о смысловом (семантическом) значении предлогов, о предлоге как об отдельном служебном слове.
  3. Учить дифференцированно использовать предлоги в речи.
  4. Составление предложных конструкций и простых распространенных предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам.

Разнообразные игровые задания с предлогами помогают педагогам сделать занятия интересными, увлекательными; заинтересовать, научить детей, активизировать их речевую деятельность

Игры с предлогами

I. Игры с кубиками

Оборудование: кубики со схемами предлогов, игрушки, предметные картинки.

Описание кубика. На гранях кубика изображены схемы предлогов.

Фото 1

Вариант кубиков:

  1. Предлоги: В, НА (Приложение 1 )
  2. Предлоги: В, НА, ИЗ (Приложение 2 )
  3. Предлоги: НАД, ПОД (Приложение 3 )
  4. Предлоги: ОТ, К, МЕЖДУ (Приложение 4 )
  5. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ЗА (Приложение 5 )
  6. Предлоги: ЗА, ИЗ-ЗА (Приложение 6 )
  7. Предлоги: ИЗ, ИЗ-ПОД (Приложение 7 )

Ход игры:

Дети произносят считалку:

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем кубик мы кидать!

Ребёнок, на котором закончилась считалка, кидает кубик, называет предлог “маленькое слово”, и выполняет инструкцию логопеда.

Инструкция 1:. Назови “маленькое слово”. Придумай предложение про игрушку, в котором будет это “маленькое слово” ….

Инструкция 2: Назови “маленькое слово”. Найди картинку с предложением, в котором есть это “маленькое слово” ….

Примечание: Вариантов заданий для игры могут быть следующими:

– действия с кубиком и игрушкой (мячик, карандаш, кукла и т.д.); выполнить действие по схеме, составить предложение;

– действие с кубиком и предметной картинкой; составить предложение с картинкой и выпавшей схемой;

– действие с кубиком и сюжетной картинкой: продолжить предложение с добавлением предлога (по схеме), показать соответствующую картинку; к картинке подобрать и показать на кубике схему; к выпавшей схеме подобрать картинки.

II. Игра “Чудесные часики

Оборудование: кубики с точками, часики со стрелкой и нарисованными схемами предлогов, игрушки, предметные картинки. (Приложение 8 )

Примечание: Варианты заданий для игры те же, что и в “игре с кубиками”.

Вариант I.

Ведущий кидает кубик с точками и передвигает стрелку на часах на столько делений, сколько точек выпадет на кубике. Когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась.

Вариант II.

Ведущий закрывает глаза, двигает стрелку на часах. Остальные дети считают до пяти, когда счет закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором остановилась стрелка.

III. Игра “Четыре картинки

Эту игру можно проводить с одним ребенком и с небольшой группой детей (2-4 человека)

Оборудование: 4 большие карты с изображением сюжетных картинок, 4 большие карты с изображением схем предлогов, 16 маленьких карточек с сюжетными картинками, 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов (Приложение 9 ).

1. “Парные картинки”.

В игре участвуют все маленькие карточки. Ребенок подбирает 2 (сюжет и схему) карточки с одинаковым предлогом.

2. “Лото”

Вариант I.

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте сюжеты. 16 маленьких карточек с изображением схем предлогов ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящий сюжет.

Вариант II

Ведущий раздает детям карты. Дети рассматривают нарисованные на карте схемы. 16 маленьких карточек с изображением сюжета ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящая схема предлога.

Вариант III

Ведущий раздает детям по две карты (одна с изображением сюжетов, другая со схемами). 32 маленькие карточки ведущий перемешивает и кладет перед собой. Одну за одной показывая их детям, ведущий спрашивает: Кому нужна эта карточка? Почему? Карточку берет тот ребенок, у которого на большой карте подходящее изображение или схема.

Дети с недоразвитием речи, владеющие крайне ограниченным словарём, не понимающие значений некоторых даже простых слов, испытывают большие трудности в усвоении и употреблении слов с отвлечёнными значениями, например предлогов. Для ребёнка, ещё не имеющего в своём словаре обозначения многих окружающих его предметов и явлений, эти служебные слова лишены предметного содержания и не выступают в качестве самостоятельных слов.

В ходе работы расширяется познавательная деятельность детей, развиваются произносительные возможности, накапливается словарь. На этом этапе удобно провести работу над предлогами, над правильным их употреблением и использовании их в предложении.

О.В.Правдина считает это особенно важным потому, что неправильное использование предлогов в речи, опускание их встречается у детей с общим недоразвитием речи чаще, чем все другие виды аграмматизмов.

Ошибки, связанные с трудностями в употреблении предлогов, И.Н.Садовникова также относит к аграмматизмам.

В работе над предлогами рассматриваются те предлоги, которые не употребляются детьми или смешиваются с другими. Например, часто дети заменяют предлог из предлогом с (пришёл с магазина; вернулся со школы). Сложные предлоги из-за , из-под заменяются предлогом из (выглянул из спины; выскочил из пола).

При работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.

В работе с более старшими детьми следует уделить внимание вопросу о представлении о предлоге как отдельном слове. В школе детям придётся встретиться с правилом о раздельном написании предлогов со словами. Это правило заключается в следующем: между предлогом и словом, к которому он относится, можно вставить одно или несколько слов. Трудность для ребёнка разделения речевого потока на какие-то отдельные части вполне понятна. Ведь в устной речи ему важно просто выразить свою мысль, на задумываясь над тем, из каких «речевых отрезков» она состоит.

В работе над предлогами важно:

  • формирование представлений о смысловой значимости предлогов
  • формирование навыка правильного употребления предлогов
  • формирование представления о предлоге как отдельном слове

В работе над смысловым значением предлогов следует:

  • развивать и уточнять пространственные представления
  • перемещать различные предметы в пространстве
  • определять расположение предмета (его изображения)
  • определять расположение предмета относительно другого
  • узнавать и употреблять предлоги в устной речи без зрительной опоры
  • использование графических схем и графического изображения предлогов

Предлагается последовательность изучения предлогов:

  • в, из, на, с
  • у, к, от
  • в, за
  • под, над, из-под
  • за, из-за
  • из, из-за

(Л.Н. Ефименкова)

Р.И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптических дислексий следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т.е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения. При определении последовательности работы над предложными конструкциями учитывается последовательность их появления в онтогенезе у ребёнка, поэтому сначала она предлагает отрабатывать предлоги В НА, ПОД с ярко выраженным конкретным содержанием, а позднее – предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.

Необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога: так, сначала необходимо отработать понимание и употребление предлога – «В» в значении местонахождения (где?), а затем – в значении направления действия (куда?): лежит в столе; кладёт в стол.

Как правило, нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в нарушении падежных окончаний. Поэтому работу надо проводить не только над усвоением значения предлогов, но и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включая существительные других склонений. Например, сначала «кладёт в стол, в шкаф, в ящик», затем «кладёт в книгу, в машину, в сумку».

Использование предложных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, т.к. от глагола зависит значение предлога и падежная форма существительного: лежит (где?) в книге; кладёт (куда?) в книгу.

Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Материалом для работы с предлогами могут быть игры, загадки, физминутки.

Примерные виды работы

Игры

Тема: предлог (С)

    • Игра с мячом. С чем пьют чай? (С вареньем). С чем пекут пироги? (С мясом ). С кем ты дружишь? (С Колей) .
    • Игра «День рождения». Что ты приготовишь для гостей? (Бутерброды – с сыром, торт – с кремом, пирожки – с капустой, кекс – с орешками.)
    • Игра «Дружные ребята». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку со словами: я буду играть с Таней, с Машей, с Димой.
    • «Что с чем?» Каша – с маслом, чай – с лимоном, коробка – с конфетами, чашка – с блюдцем, куртка – с капюшоном, пакет – с молоком.
    • «Найди ошибку» (внимание к окончаниям слов). Мама с дочка пошла гулять. Кошка с котёнок лакают молоко. Бабушка принесла сумку с продукты.

Тема: предлог (НА)

    • Игра «На чём можно ездить?» с мячом. Лексическая тема «Транспорт». Можно ездить на … (машине, поезде, велосипеде,…)
    • Игра «Что на чём?» с предметными картинками. (Стол, книга; крыша, кошка; листок, дерево).
    • Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? (Книгу – на стол; карандаш – на стакан; цветок – на ладошку.)
    • Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок? (Жучок сидит на ромашке) где висит картина? (Картина висит на стене).
    • Игра «Украсим комнату». Куда поставим вазу с цветами?

Цель : наглядная демонстрация значения предлогов, закрепление предлогов и предложно-падежных конструкций в речи.

Оборудование: игрушки или маски (шапочки, костюмы, нагрудные картинки); предметы-заменители или макеты: деревья, пенек, солнышко, кочки, домики, избушка, печка; предметы: коврик, валенок, корзинка; магнитофон.

Варианты игры:

– логопед читает текст, дети изображают животных и выполняют их действия
– дети выполняют действия с игрушками
– проводится беседа по вопросам после прочтения сказки, делается акцент на словосочетания с предлогами, подбираются другие словосочетания аналогичных предложно-падежных конструкций

Текст:

«В один погожий летний день зайчишка вышел погулять.
Забравшись на высокий пень, он стал других зверюшек звать.
Бегут играть его друзья: ежонок и лисёнок,
Бельчонок шустрый прискакал и мишка-медвежонок.

Играть хотят зверятки в пятнашки или в прятки.
Зверятам весело играть: между деревьями скакать,
И прыгать по пенёчкам, и прятаться за кочками.

Играли долго малыши. Никто и не заметил,
Как скоро вечер наступил, и солнышко не светит.

Огляделись малыши – страшно и обидно:
Тишина в лесной глуши, домиков не видно.

Куда же им теперь идти и как дома свои найти?
И где же будут спаленки для зверяток маленьких?

Но тут в лесу зверюшки увидели избушку!

Ночь пришла, зверята спят, только носики сопят. (Музыка)
Спит на коврике лисёнок, а в корзинке спит ежонок,
Медвежонок маленький спать улёгся в валенке.
И уснула белочка, притаясь за печкою.

Утром лучик солнца заглянул в оконце.
Просыпаются зверятки, поднимаются с кроваток:
С коврика вскочил лисёнок,
Из корзиночки – ежонок,
Рыженькая белочка вышла из-за печки,
А мишутка маленький выбрался из валенка
Поглядели из окошка и увидели дорожку.

К своим домикам зверюшки побежали из избушки
И, увидев своих мам, разбежались по домам!
Деток мамы обнимали, но немножко поругали:
Всем ребяткам нужно знать – допоздна нельзя гулять!»

Загадки

«С хозяином дружила, домик сторожила, живёт под крылечком, хвостик колечком»

1. Кто это? (Собака)
(«Приходит» игрушечная собачка.)
2. С кем живёт собачка? (С хозяином)
3. У кого из вас есть собачка? Значит, с кем из вас живут собачки? (С Таней, с Димой)
4. Где жила собачка в нашей загадке? (Под крылечком)
5. Где ещё могут жить собачки? (В конуре, в будке, в доме)
6. Где живут ваши собачки? (В доме, в квартире, в комнате)
7. Где ваши собачки любят спать? (На диване, на коврике)
8. Куда мы уложим спать нашу собачку? (На коврик)
9. Возьмите листочки бумаги и нарисуйте коврик для собачки.

Физминутки

«Чайки летают».

Логопед даёт инструкцию, дети изображают чаек.

– Чайки полетели к окну,
чайки полетели на коврик,
чайки залетели в домик,
чайки прилетели по д дерево,
чайки полетели над морем.

Примерное занятие с детьми 4 лет

Тема: В комнате у куклы Светы.

Цели:

  • повторение слов по теме «мебель»;
  • закрепление предлогов в , на , под ;
  • работа над выделением и произнесением звука «С»;
  • составление двусложного предложения и короткого рассказа.

Материалы: кукла, игрушечная мебель

Ход занятия:

1. В этой комнате живёт кукла Света. Какие предметы находятся в комнате? (Шкаф, стол, стул, кровать)
Как можно назвать это одним словом? (Мебель)
Где сидит Света? (На стуле)

2. У Светы живут зайчата, котята, утята. Они любят прятаться. Вышла Света из комнаты, а они начали прятаться: котята – под стол, зайчата – в шкаф, утята – под кровать. Пришла Света в комнату, стала искать малышей. Поможем ей.
Где котята? Где зайчата? Где утята?
Опять Света вышла из комнаты. Давайте поиграем в прятки! (Дети прячут малышей и проговаривают, куда)

– А теперь снова поможем Свете найти малышей.

3. Света устала, хочет спать. Уложим её в кровать. Что делает Света? (Света спит.) Какой звук вы услышали? (Логопед выделяет голосом «С»)

4. Послушайте, что можно рассказать про Свету и её малышей: У Светы жили малыши – котята, зайчата и утята. Однажды они спрятались. Света искала их. Мы ей помогали.
Кто жил у Светы? Что они сделали? Что делала Света?

(Дети отвечают на вопросы, затем сами повторяют рассказ.)

5. Итог занятия.

Примерное занятие с детьми 6 лет

Тема: Закрепление в речи предлогов У, К, ОТ.

Цели:

  • закрепить представление о предлогах как о маленьких словах;
  • учить составлять предложения и схемы к ним;
  • тренировать в определении места слова в предложении;
  • развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: мяч, схемы, чистые карточки, фломастеры, книжка С.Маршака «Где обедал воробей».

Ход занятия:

1. Сегодня мы будем заниматься с предложениями. Из чего состоят предложения? (Из слов) Приведите примеры слов; предложений.

2. Игра «Послушный мяч»: дети перекидывают друг другу мяч со словами: «Лети, мяч, от меня к …»

3. Какие маленькие слова мы использовали? (Логопед произносит фразу и выделяет голосом предлоги: к , от )

4. Возьмите полоски, будем составлять схемы предложений.

К Тане пришли гости .
__ ____ ______ ____.

– Сколько слов в предложении? (4 слова)
– Какое маленькое слово вы услышали в этом предложении? (К)
–На своих карточках напишите фломастером это слово; определите его место в предложении на схеме; положите эту карточку на нужную полоску.

К
__ ____ ____ ____.

– О ком говорится в предложении? Кто пришёл к Тане? Что сделали гости?

5. Следующее предложение:

Гуси опустились у реки .

(Количество слов в предложении; определение маленького слова, его места в предложении)

6. Предложение:

Витя отошёл от дома . (Аналогичная работа)

7. Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Вспомним стихи С.Маршака «Где обедал воробей?»

(Логопед читает по одной строчке, дети находят маленькие слова)

– Где обедал воробей?
В зоопарке у зверей. (В, У)

(Чтение сопровождается показом иллюстраций книжки.)

Галина Фролова
Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет «Предлоги»

Тема : Предлоги

Цель : Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами

В, НА, ПОД, ЗА.

Задачи :

Обучающие :

Учить пользоваться предлогами в устной речи .

Учить составлять предложения с включением заданного предлога .

Учить выделять предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом .

Воспитательные :

Воспитывать навык самоконтроля.

Формировать положительную учебную мотивацию.

Развивающие :

Развивать слуховое внимание , память, наглядно–действенное и логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность детей .

Оборудование : сюжетные и предметные картинки , схемы предлогов , карточки, тетради по кол-ву детей , цветные карандаши.

План занятия :

1. Организационный момент.

2. Разучивание скороговорки.

3. Основная часть. Введение в тему.

4. Работа со схемами.

5. Развитие слухового внимания .

6. Уточнение пространственного отношения.

7. Физкультминутка.

8. Развитие словесно-логического мышления. Работа по сюжетной картинке.

9. Игровая ситуация.

10. Действие с предметами .

11. Работа в тетради.

12. Подведение итогов.

Ход занятия

Педагог встречает детей .

Пед : Ребята, какими словами мы можем поприветствовать друг друга.

Дети : Здравствуйте, добрый вечер.

Пед : А какое слово мы выберем сегодня для приветствия?

(пед. и дети приветствуют друг друга) .

Пед : Ребята, для того чтобы наш язычок сегодня правильно, четко отвечал, давайте его потренируем с помощью скороговорки.

(дети вместе с педагогам разучивают скороговорку) .

1. Задание. У калитки маргаритки, подползли к ним три улитки.

Пед : Ребята, сегодня в конце занятия , у вас будет возможность поставить себе оценку за работу и поведение на уроке. Те кто хорошо будет работать получат наклейки.

Пед : Ребята, на прошлых занятиях мы познакомились с маленькими словами. Кто помнит, как они называются?

Дети : Предлоги .

Пед : А какие предлоги вы запомнили ?

Дети : ЗА, ПОД, В, НА.

Пед : Молодцы.

Пед : А что за карточки у вас на столе?

Дети : Схемы.

Пед : Для чего они нам нужны?

Дети : Что бы лучше запомнить предлоги .

Пед : Чем же мы будем сегодня заниматься? (ответы детей )

Пед : Правильно, мы сегодня снова будем учиться подбирать нужные предлоги .

2. Задание. На развитие слухового внимания .

Пед : Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательны» . У вас на столах лежат схемы. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы поднимать нужную схему. Понятно?

Зайчик под кустом, ласточка в гнезде.

Дети под деревьями, мальчик за домом.

Люди под зонтиками, птицы в облаках.

Белка на ветке, дождь за окном.

Дети в школе.

Пед : Молодцы!

3. Задание. Уточнение пространственного отношения.

Пед : Ребята, а сейчас задание у доски. К нам прилетела красивая бабочка нужно с ней поиграть. Она будет садиться на предмет , а вы проговаривать как она села (работа у доски пед. проговаривает, ребенок показывает) .

Н-р : бабочка села на цветок, улетела за цветок, села под цветок. Затем следующий ребенок сам проговаривает и показывает действия.

4. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише деревцо всё выше, выше.

5. Задание. Развитие словесно-логического мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «на» , «под» , «в» , «за» .

Детям раздаются сюжетные картинки, по которым они составляют предложения с предлогами (идет индивидуальная работа) .

6. Задание. Игровая ситуация на внимание.

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

7. Задание. Действия с предметами .

а) Положите карандаш на тетрадь.

б) Возьмите карандаш с тетради.

в) Положите в тетрадь.

г) Выньте из тетради карандаш.

д) Положите карандаш под тетрадь.

е) Положите тетрадь на карандаш.

8. Работа в тетради.

9. Итог занятия . Что вам понравилось на занятии ? Как вы работали на занятии ? Самооценка работы ребёнком.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста 6–7 лет «Путешествие в сказку» Цель: 1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей. 2.

Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи для детей 6–7 лет «Путешествие в зимнюю сказку» Пояснительная записка Целевая аудитория: дети 6-7 лет Место проведения: музыкальный зал Задачи: 1. Познакомить детей со способами образования.

«Подарим зайке игрушки». Конспект занятия по развитию речи для детей 2–3 лет «Подарим зайке игрушки» Программные задачи: Активизировать речь детей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–4 лет «Наши игрушки» Конспект занятия по развитию речи для детей 3-4 лет. Тема: «Наши игрушки». Цель: закрепить понятие «игрушки», учить называть игрушку по.